Роль и влияние государства на развитие предпринимательства в здравоохранении россии. Малое предпринимательство в здравоохранении Примерная структура бизнес-плана

каждый вносит свой вклад, взамен получает ценную бумагу, именуемую акцией. Ценная бумага может быть предметом купли-продажи. В закрытом акционерном обществе нельзя продать свой пай без согласия остальных товарищей. В открытом – ценной бумагой можно распоряжаться по своему усмотрению. Каждый из участников открытого акционерного общества отвечает лишь своим вкладом.

16.3. Малое предпринимательство (малый бизнес) в здравоохранении

Под малыми предприятиями в современном российском законодательстве понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел, в научнотехнической сфере и в сельском хозяйстве – 60 чел, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

Коммерческие медицинские и медико-производственные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны.

Государственная поддержка малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по нескольким направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материальнотехнических разработок и технологий; Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медико-производственная деятельность при всей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления представляет обширное поле приложения малого бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства, такие задачи медицинского обслуживания населения могут решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого конкретного пациента.

Малое медицинское предпринимательство уже получило значительное распространение в стоматологии, продаже медицинских препаратов и средств лечения, в оказании специфических видов медицинских услуг.

В настоящее время остро встал вопрос о подготовке менеджеров медицинских учреждений, которые бы взяли на себя многие функции самостоятельного агента рынка, организующего многие функции медицинского коллектива и действующего от его имени.

Менеджер – это наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. В случае с медицинским учреждением в роли предпринимателя на первых этапах выступает коллектив. Он не несет в настоящее время имущественной ответственности за свои действия, рискуя рабочим местом управляющего. Конечно, приведенное деление в значительной степени условно. Предприниматель, по идее, должен являться собственником капитала (хотя бы в той его части, в которой полученную прибыль он инвестирует в качестве капитала). В свою очередь, предприниматель всегда в той или иной степени является менеджером.

Однако важно отметить, что все-таки предпринимательство – это особая сфера профессиональной деятельности, сущность которой заключается в постоянном превращении имущества в капитал, т.е. в то, что приносит прибыль.

Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а развитой рыночной системе хозяйствования. Рыночная система зарекомендовала себя более эффективной по сравнению с командно-административной в том смысле,

что она обеспечивает более высокие темпы социально-экономического роста.

Истинный предприниматель – источник и движущая сила творческой активности и предприимчивости.

Отечественное предпринимательство имеет свою историческую ценность, которая была прервана на более чем на 70 лет. Отсутствие собственного опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо скопировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация рыночных структур и институтов к современным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет развивать практическую философию бизнеса. Пройдет определенное время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Необходимо формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Наряду с льготным режимом кредитования и налогообложения предприниматели должны иметь возможность гарантированного страхования коммерческого риска, свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели пока испытывают значительные трудности. Философия отечественного предпринимательства – это пока философия выживания.

Существуют три главных источника мотивации предпринимательства:

Желание получить больший контроль за своим собственным будущим

Желание распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности

Вознаграждение за труды и рост личного благосостояния Чтобы правильно выбрать нишу рынка для учреждения или для

самого себя, нужно попытаться найти практическое применение собственным способностям, склонностям, знаниям, квалификации на рынке, базируясь на методологии маркетинга.

определения желания и запросов постоянных покупателей

Направления потока товаров и услуг для удовлетворения нужд потребителя

Отечественные предприниматели часто игнорируют этот процесс или уделяют ему недостаточное внимание.

В процессе рассмотрения проблем следует придерживаться традиционной схемы, в которой маркетинг подразделяется на четыре вида предпринимательской активности:

1. Разработка услуг и создание товара, которые будут отвечать потребностям покупателя;

2. Доставка (или предложение) услуг (товара) на место, удобное для потенциального покупателя;

3. Процесс продвижения (услуг) товаров на рынок путем рекламы, услуг посредников, агентов по сбыту и др.;

4. Установление разумной цены на услугу (товар).

В учреждении, которому дают деньги (в частности, ЛПУ), должны быть три «ключевых момента»:

1. опыт, имеющийся у заявителя в управлении данной отраслью или бизнесом, и фактически выполняемая им работа или функции

2. особая производственная линия, которая соответствует реальным нуждам и является уникальной и не может быть легко заимствована или скопирована, является высокоэффективной и обеспечивает наилучшее решение проблемы удовлетворения потребителя

3. большой и растущий рынок, имеющийся для данного учреждения

(предприятия).

Для решения этих задач ищут людей, которые хотят работать семь дней в неделю по 12-15 часов в день, которые имеют первоклассные способности в решении проблемы и могут выстоять в самых разных ситуациях.

Предпринимателю обязательно должны быть присущи следующие важнейшие характерные черты, которые бы могли гарантировать ему успех даже в самом рискованном деле:

энергия, умение заставить работать

умение думать

умение строить взаимоотношения с людьми

коммуникабельность

знание техники и технологии

Социально-психологический портрет предпринимателя. Это человек, который:

имеет цель, к достижению которой постоянно стремится безгранично верит в свои продукты или виды услуг

деятелен

изобретателен

нетерпелив и раздражителен, у него постоянно не хватает времени

упорный и настойчивый

нацелен на успех, планирует на несколько лет вперед

лучше, чем кто-либо, понимает свои сильные слабые стороны

не боится начать все снова

деньги не являются для него главным побудительным мотивом

все делает сам

необязательно хорош во всем

понимает значение тонких изменений, их влияние на успех

стремится расти

понимает главенствующую роль потребителя

идет на определенный риск

практичен

просит то, что действительно хочет

чувствителен к рынку

привык справляться с трудностями в одиночку С принятием закона «О частной медицинской деятельности» в

России, как и в других цивилизованных странах, получит широкое распространение частная врачебная практика. Это медицинское предпринимательство будет чаще всего носить характер малого бизнеса. Эта форма предпринимательства имеет существенные достоинства, а также и серьезные недостатки, которые необходимо учитывать.

Достоинства малого бизнеса:

Независимость действий. Бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется.

Возможность более гибких оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия решений.

Адаптация к особенностям местных условий. Предприниматель малого бизнеса идеально организован и приспособлен для изучения запросов потребителя, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

Сильные симпатии к малому бизнесу. Малый бизнес ассоциируется с

«американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам.

Финансовые трудности . Малые фирмы сталкиваются с финансовыми проблемами, поскольку шансы потерпеть неудачу в малом бизнесе значительно выше, чем в большом.

Повышенная чувствительность к экономическим изменениям. Малые фирмы имеют небольшие финансовые резервы, поэтому чрезвычайно чувствительны ко всем изменениям в экономике (инфляция, рост цен, спад и т.д.)

Зависимость. Владелец малого бизнеса вынужден подчиняться нормативным и законодательным правилам о налогах и заработной плате и др.

Единоличная ответственность предпринимателя за бизнес.

Неправильные оценки или решения предпринимателя могут привести к серьезным убыткам, владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте сущность и основные признаки предпринимательства.

2. В чем состоят особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении?

3. Охарактеризуйте основные виды предпринимательства, используемые в здравоохранении.

4. Назовите три главных источника мотивации предпринимательства.

5. Деление фирм по критерию административно-правовой формы.

6. Охарактеризуйте признаки хозяйственных товариществ. Чем отличается полное товарищество и товарищество на вере?

7. Какие коммерческие организации именуются акционерными обществами? Чем отличаются открытые и закрытые акционерные общества?

8. Представьте социально-психологический портрет предпринимателя.

9. Изложите преимущества и недостатки малого бизнеса.

10. Какие коммерческие предприятия принято называть малыми?

11. В каких областях, сферах медицинской деятельности находит свое приложение малое предпринимательство?

Тестовые

«Предпринимательство

здравоохранении»

Выберите правильный вариант ответа

01.Укажите, что не относится к

достоинствам

источникам

бизнеса относятся:

мотивации предпринимательства:

повышенная

чувствительность

желание получить больший

к экономическим изменениям

контроль за своим собственным

возможность

более гибких

благополучием

оперативных решений

получить удовлетворение от

единоличная

ответственность

чувства лидера в своем деле

предпринимателя за бизнес

распространить

необходимость

постоянно

собственный

контролировать

выполнение

обязательств

активности

получить

вознаграждение

достижения

предпринимателю

благосостояния

следующие черты

характера:

энергия, умение себя заставить

недостаткам

умение думать

относятся:

повышенная чувствительность к

взаимоотношения с людьми

экономическим изменениям

технологии

возможность более

компьютерную технику

оперативных решений

все выше перечисленное

3) совмещение нескольких профессий

4) долгосрочные выгоды

Кошелева ТатьянаНиколаевнаК.э.н., доцент кафедры ЭТиЭП СПбУУиЭ, СанктПетербург[email protected]

Малое предпринимательство как элемент накопления предпосылок становления национальной инновационной системыв условиях предстоящих преобразований здравоохранения

Аннотация–В статье рассмотренапроблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг, анализируются проблемы обязательного медицинского страхования, предлагаются направления повышения конкурентоспособности учреждений здравоохранения –становление малого предпринимательства, реализующего свой инновационный потенциал. Рассматриваются показатели оценки эффективности развития предпринимательских структур в сфере здравоохранения.Ключевые слова–малое предпринимательство, инновационное развитие, конкурентоспособностьмедицинских учреждений, рыночная инфраструктура, показатели оценки эффективности.

Существует много подходов к определению сущности «малого бизнеса». В широком смысле «малый бизнес» представляет собой совокупность юридических и физических лиц (в лице частных предпринимателей), самую активную их часть, не входящих в монополистические структуры. В узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, критерии отнесения к которым определяется соответствующими законодательными актами. Малое предпринимательство –это элемент конкурентного механизма, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, взаимосвязи между субъектами малого предпринимательства, взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с государственными органами, а также инфраструктуру малого предпринимательства, все остальные механизмы, в том числе,производственный, ресурсный, инновационный, финансовый и т. д. присущи и функционируют только на уровне составных элементов малого предпринимательства, т. е. на уровне малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.В странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан на сегодняшний день заняты в сфере малого предпринимательства . Половина ВВП США сегодня производится предприятиями малого бизнеса, но при этом малый бизнес в США также нуждается в постоянной поддержке. Это объединяет их малый бизнес с нашим российским. Малые и средние предприятия США действуют во всех сферах экономики страны: в торговле, в производственной сфере, в финансовом секторе, в консалтинге, в сфере инноваций, в области социальных услуг, в том числе и в здравоохранении. Китай входит в число крупных внешнеэкономических партнеров России, однако львиную долю деловых контактов составляют крупные компании. В этой связи необходимо понять механизмы, с помощью которых можно успешно стимулировать развитие малых и средних предприятий, обеспечивая субъектам предпринимательства благоприятные условия для ведения бизнеса, в том числе и с Китаем. По статистике, малый и средний бизнес в Китайской народной республике составляет 60% ВВП и дает 50% налогов, обеспечивает свыше 75% рабочих мест и такую же долю инноваций на производстве . Проводимые с 1978 года реформы, узаконившие в КНР «не общественную собственность», постепенно позволили сформироваться слою предпринимателей в 42 млн. человек, из которых 99,8% составляют именно представители малые и средние предприятия . С 2004 года неприкосновенность частной (необщественной) собственности закреплена в Конституции КНР, благоприятный правовой климат обеспечен рядом нормативноправовых актов, стимулирующих развитие малых и средних предприятий. Вместе с тем в КНР существует немало проблем в развитии малых и средних предприятий. Это и выживание в борьбе за рынки сбыта за счет демпинга, и нещадная эксплуатация человека и природы, и несоблюдение прав интеллектуальной собственности, и нечестность в сделках, а также недостатки кредитной системы КНР. Китайское правительство планирует в ближайшем будущем акцентировать внимание на качестве малого и среднего бизнеса, его инновационности и конкурентоспособности. В этой связи должны быть расширены специальные фонды по финансовой поддержке определенных категорий китайских коммерсантов, усовершенствовано информационноправовое сопровождение бизнеса, в том числе за границами КНР. Основными способами решения проблем развития малого и среднего бизнеса в КНР являются: непрерывность государственного участия в развитии человеческого капитала, содействие росту деловой культуры и правосознания китайских бизнесменов, а также введение жестких санкций на законодательном и административном уровнях, нацеленных на борьбу с проявлениями бюрократизма. Уровень развития малого бизнеса и активности инновационного предпринимательства определяет уровень демократизации государства и уровень развитости его экономики. Конкуренция является основным условием эффективной деятельности малых инновационных предприятий в рыночной экономике, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес, в том числе и инновационный, частично решает в государстве и социальные проблемы, в том числе проблемы безработицы путем самозанятости населения и его творческой самореализации. Важнейшим социальным результатом деятельности малого предпринимательства является формирование среднего класса -гаранта социальной и политической стабильности общества, а также создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства. Но у малого инновационного предпринимательства есть и другие преимущества, такие как:малое инновационное предпринимательствоиграет заметную роль в повышении общественной производительности труда; малое инновационное предпринимательстводинамично и подвижно в плане внедрения инноваций, чем предприятия крупного бизнеса;малоеинновационноепредпринимательствоиспользует преимущественно местные источники сырья; малые инновационные предприятиядостаточно оперативно и гибко реагируют на запросы рынка и реагируют на запросы потребителей; малое предпринимательствоиспользует только необходимые для своего функционирования и развития основные и оборотные средства (т.е. работает в режиме строжайшей экономии); малые инновационные предприятия обладают высокой приспособляемостью к изменениям рынка;относительно невысокие расходы малых предприятий на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на их управление; малое инновационное предпринимательствопрактически не подвержено бюрократизации. Из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны намалых и средних предприятиях, 8085% разработок малых предприятий внедряются в течение одногодвух лет . Эффективные системы анализа состояния и развития малого предпринимательства, в том числе и оценки экологической обстановки, в процессе формирования стратегии его инновационного развития, должны отвечать трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности. Принцип превентивности означает, что анализ состояния и развития малого предпринимательства проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что его результаты используются при выработке и принятии решений. Оценка экологической обстановки должна проводиться, в том и до принятия важнейших решений по формированию механизма экономического управления развитием малого предпринимательства, в том числе и в процессе формирования стратегии инновационного развития государства в целом и региональной экономической политики РФ в частности. Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех сферах деятельности малого предпринимательства, в социальной сфере, а также в природной среде. На процедурном уровне отражением принципа комплексности является рассмотрение различных воздействий намечаемой деятельности в рамках единой процедуры, а также представление информации о них в едином документе. Принцип демократичности отражает тот факт, что анализ состояния и развития малого предпринимательства является инструментом принятия взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, инструментом механизма экономического управления им. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду деятельности малого предпринимательства, затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Инструментом защиты интересов этих сторон могут служить разного рода системы разрешений и лицензирования. Еще одно важное следствие принципа демократичности состоит в том, что для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон, анализ состояния и развития малого предпринимательства должен проводиться в соответствии с определенными правилами, т. е. при наличии регламентированной процедуры анализа. “Демократические” процедуры анализ состоянияи развития малого предпринимательства обычно противопоставляются “технократическим”, в которых решения принимаются закрытым образом. В таких системах предполагается, что проблема воздействия намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду малого предпринимательства носит преимущественно научнотехнический характер, и при ее рассмотрении значимы только мнения экспертовпрофессионалов, а также компетентных лиц, принимающих решения. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводит к тому, что на практике решения в таких системах принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность анализ состояния и развития малого предпринимательства, что негативно влияет на весь процесс формирования стратегии его инновационного развития.В совсем недалеком будущем (68 лет), как обещает нам руководитель государства, Россия станет страной, которая поднимется на 20 место (со 112) в рейтинге «Doing business» Всемирного банка . Это будет подтверждаться и тем, что в малом бизнесе будет 50% занятых. В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг. Существует множество классификаций систем здравоохранения, однако, как правило, эксперты сводят их к трем классическим моделям Бисмарка (немецкая), Бевереджа (английская) и Семашко (советская) . В настоящее время системы здравоохранения развитых стран не укладываются ни в одну из этих моделей. Реформы эволюционируют, заимствуя друг у друга идеи и отдельные элементы. Современные системы здравоохранения стали, по сути, настолько сложными, что, порой, трудно сказать, какая модель взята за основу.Конкурентоспособность медицинских учреждений рассматривается с позиций взаимодействия внутри отрасли с медицинскими организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, а также в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. В проблеме формирования предпринимательских структур в сфере оказания медицинских услуг и управления ими в условиях становления конкурентной среды необходимо учитывать негативную роль существующих стимулов в современной российской системе здравоохранения, способствующих развитию непродуктивной конкуренции. Среди важнейших факторов, порождающих обозначенную проблему и не позволяющих сформировать конкурентную среду в медицине, можно назвать :многоуровневую систему посредников оказания медицинских услуг (государство, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, администрации лечебнопрофилактических учреждений, врачи);противоречивые и не всегда совпадающие интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг;посредники не несут юридической ответственности за результаты лечения пациентов;отсутствие сформированных объективных показателей качества медицинской помощи, как для пациентов, так и для производителей этих услуг, а также сложность, а порой и невозможность установления однозначной взаимосвязи и взаимозависимости между ценой и качеством оказываемой медицинской услуги;недостаточная информированность пациентов об услугах и о ценах на медицинские услуги.Все вышеперечисленное подводит к мнению, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг отсутствует основополагающая системная структура и соответствующие рыночные отношения субъектов такой системы, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция. Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения должна опираться на собственную материальную базу, которой естественно не достаточно для стратегического развития таких специфических и достаточно дорогих услуг. Значительную поддержку становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения, особенно в таких не привлекательных для государства и крупного бизнеса сферах отрасли здравоохранения, как дома сестринского ухода, хосписы, подвижные медицинские лаборатории, психлечебницы, центры реабилитации и дома для пожилых и престарелых.В настоящее время наиболее распространенная практика деятельностиучреждений здравоохранения, получивших ограниченную предпринимательскую самостоятельность, создание подразделений для оказания платной медицинской помощи. Граница между платной и бесплатной помощью устанавливается произвольно. Свертывание общественных обязательств приобретает нерегулируемый характер. Нарушается равно выгодность разных видов услуг.Некоторые авторы считают, что наиболее перспективной формой организации учреждения здравоохранения выступает некоммерческое учреждение, работающее по договорамс органами местной власти и самостоятельно определяющее основные параметры своей деятельности. Но, по мнению автора, такая форма организации учрежденийздравоохранения не сможет эффективно развиваться. Так как в перспективе, с увеличением продолжительности жизни и повышению требований населения к качеству удлиняющейся жизни, возрастет нагрузка на лечебные учреждения и соответственно вырастут объемы оказываемых услуг по договорам, что увеличит финансовую нагрузку на местные бюджеты и без того не всегда самодостаточные и сводящие концы с концами. Поэтому, необходимо рассматривать несколько иные стратегические формы развития сферы здравоохранения, в том числе и с применением частногосударственного партнерства, о котором сегодня начали активно говорить. Но, частногосударственное партнерство также не сможет решить всех проблем, так как его основой выступают государственные программы, при решении которых государство прекращает выделение финансовых средств. И такие программы, как предупреждение и профилактика заболеваний на основе проведение постоянных обследований населения разных возрастных групп, в качестве наиболее массовых медицинских мероприятий, необходимо финансировать и организовывать на основе несколько иных взаимоотношений государства, общества и предпринимательского сектора, включая элементы рыночных взаимоотношений. В данном направлении автор предлагает рассмотреть возможность использования элементовсамоорганизующейся хозяйственной системы, использующей механизмы активизации предпринимательской активности крупных и средних предпринимателей в направлении предупреждения заболеваний своих сотрудников, а также стимулирования самих сотрудников к поддержанию своего здоровья и ведению здорового образа жизни, с целью повышения качества жизни на максимально возможный продолжительный период активной жизни.Среди мер по разгосударствлению в здравоохранении можно рассмотреть также модель индивидуальной и групповой практики. Статус предпринимательской организации могут приобретать выделившиеся из состава поликлиник независимые групповые практики или индивидуальные врачебные практики. Сохраняя обязательства по бесплатному обследованию и лечению пациентов, такие организации могут вести предпринимательскую деятельность в направлении лечебно –оздоровительных и гимнастических процедур, в направлении лечебного питания и разработки индивидуальных программ повышения качества жизни населения. Врач или бригада могут выделяться из состава поликлиники на правах арендаторов с правом выкупа арендованного имущества. Врачи могут сами набирать сестринский и вспомогательный персонал. Такая модель экономически раскрепощает врача и формирует конкурентную среду. Создание групповых и индивидуальных врачебных практик меняет роль медицинских учреждений с лечебных на оздоровительные, которые превращаются в диагностические, консультационные и обслуживающие центры.Для поддержки предпринимательской деятельности нужна особая рыночная инфраструктура отрасли: система контроля качества медицинской помощи, информационная база, система аккредитации лечебнопрофилактических учреждений, лицензирование и сертификация врачей, биржи медицинской техники, ассоциации пациентов и врачей, больниц.В условиях предстоящих преобразований в системе здравоохранения возникает необходимость в усилении роли малого предпринимательства, в первую очередь его инновационной составляющей, в деятельности страховых компанийна рынке медицинских услуг. Также возникает необходимость организации эффективного взаимодействия лечебнопрофилактических учреждений не только со страховыми компаниями, но и с самими потребителями медицинских услугпутём разработки механизмов для потребителя по контролю качества предоставляемых ему услуг.Такими механизмами могут выступать выбор потребителем того или иного лечебного учреждения, того или иного медицинского персонала в данном лечебном учреждении, а также уровень повторных обращений к одному и тому же врачу или иному медицинскому персоналу одним и тем же потребителем по одному и тому же вопросу за определенный период времени в сравнении с такими же обращениями в иные лечебные учреждения или к иному медицинскому персоналу. Развитие таких механизмов в рамках обязательного медицинского страхования(ОМС)уже началось, но происходит настолько медленно и сложно, что можно отметить о его практически нулевом развитии. В настоящее время основной проблемой системы обязательного медицинского страхования в РФ является недостаток финансирования, что связано в первую очередь с несбалансированностью программ обязательного медицинского страхования по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, не выполнение субъектами РФ своих обязательств за счет отсутствия оплаты страховых взносов не работающего населения, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, не гибкий и сложный механизм управления системой обязательного медицинского страхования. Согласно Программе госгарантий на систему ОМС возлагается 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств региональных бюджетов –всего 15% . Фактически, в финансовом выражении это соотношение представляется как 38% и 68% соответственно. В нашей стране самый низкий тариф на медицинские услуги, в связи с чем, низкая оплата труда медицинских работников является одной из основных задач наравне с реализацией прав застрахованных; в связи с недостаточностью финансирования жители многих регионов не полностью обеспечиваются бесплатными медицинскими услугами в рамках федерального законодательства о здравоохранении. Быстрыми темпами увеличивается приток средств за счет ДМС и оказания платных услуг. Доходы лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) за счет этого уже сравнялись с объемом средств ОМС, получаемых за счет взносов работодателей. В 2006 году этосоотношение составляло 1012% . На современном этапе стратегической задачей Федерального фонда ОМС является обеспечение повышения наполняемости Фонда ОМС (ФОМС), за счет чего жители регионов смогут полностью получать бесплатные медицинские услуги в рамках федерального законодательствао здравоохранении и, это будет выступать своеобразной гарантией сохранения и укрепления финансовой устойчивости территориальных программ системы ОМС в регионах, имеющих разный уровень социальноэкономического развития. За все время существования системы ОМС остается неразрешенной проблема перечисления взносов на ОМС не работающего населения. В 5 субъектах РФ задолженность прошлых лет перед Территориальным Фонд ОМС (ТФОМС) превышает 4,4 млрд. рублей, что в сумме составляет 55% к уровню задолженности в целом по РФ . В качестве основной причины данного факта можно назвать отсутствие в существующем законодательстве действенных механизмов стимулирования субъектов РФ на снижение накопленной задолженности. В настоящий момент единственной возможностью ТФОМС воздействовать на органы исполнительной власти является обращение в суд. Однако, в таком случае складывается парадоксальная ситуация, когда исполнительный директор ТФОМС, назначенный органами исполнительной власти субъекта РФ, должен выступать в суде с иском к назначившему его органу исполнительной власти субъекта РФ. На практике осуществления ОМС в субъектах РФ явно прослеживается тенденция ограничения доступа страховых медицинских организаций на данный рынок. Помимо прочего действующее законодательство ограничивает возможности расчетов страховых медицинских организаций и ЛПУ за медицинскую помощь, оказываемую за пределами места проживания больного, а также, не содержит четких критериев для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования,и, не устанавливает четкой границы между бесплатными и платными медицинскими услугами. Отсутствие четких дефиниций для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования влечет, в том числе и неблагоприятные налоговые последствия для страховых медицинских организаций, осуществляющих добровольное медицинское страхование в случае, если медицинским учреждением по договору ДМС оказана услуга, предусмотренная Программой ОМС субъекта РФ, налоговые органы могут не признать оплату данной услугив качестве страховой выплаты, а значит, и в качестве расхода страховой медицинской организации. Все перечисленные проблемы системы ОМС происходят в связи с тем, что до сих пор механизм функционирования ОМС подчинен и полностью зависит от механизма и достаточности финансирования, а более приемлемым механизмом, на наш взгляд, должна выступать организация системы ОМС на основе принципа рискового страхования. Необходимо развивать добровольное медицинское страхование на основе становления малого предпринимательства в данной сфере услуг, а конкурентоспособность можно усилить только за счет реализации инновационного потенциала малого предпринимательства в данной сфере. Инновации могут быть как организационные, инфраструктурные, так и технологические (новое современное оборудование) и лекарственные (наиболее оперативное внедрение новых лекарственных препаратов). Кроме формирования рыночной инфраструктуры отраслинеобходимо также сформировать и показатели оценки эффективности деятельности малого предпринимательства с целью анализа готовности к дальнейшему качественному росту. А также оценки уровня достаточности накопления предпосылок для становления национальной инновационной системы. По мнению многих ученых, в данном блоке помимо двух основных показателей, синтезирующих различные На сегодняшний день оценка качественной эффективности системы здравоохранения в России учитывает только некоторые аспекты качества жизни, − реальную и ожидаемую продолжительность жизни и коэффициент младенческой смертности. Но для оценки эффективности деятельности малого предпринимательства, и в первую очередь уровня реализации его инновационного потенциала, следует оценивать и показатели, отражающие соотношение заболевших и поправившихся, разработанных вакцин и количество известных вирусов, уровень обеспеченности прививками и уровень выявленных заболеваний после прививок, уровень обеспеченности медицинской помощью и уровень заболеваний и смертности, уровень выявленных заболеваний на наиболее ранних стадиях, частота повторных обращений за медицинской помощью и т. д. Приведенные показатели характеризуют наличие инновационных подходов в фармацевтике и оперативную связь достижений фармацевтической науки и здравоохранения, которая может быть реализована только при помощи развития малого предпринимательства в здравоохранении. Ссылки на источники.1.Кошелева Т. Н.Стратегии развития малого инновационного предпринимательства (монография). –СПб: ГУАП, 2009. 204 с.2.Тогунов И. А.Конкуренция в здравоохранении и медицине.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/health_system.shtml. [Дата обращения –05.05.12.]3.ХандриковИ.Всероссийское движение "За честный рынок". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/vlast/vlast1/itogi150113.php. [Дата обращения –05.01.13.]4.Гордиенко С. М.Модели здравоохранения.Мед. газета "Здоровье Украины", № 76, 2003 г. Реформы здравоохранения: обязательное медицинское страхование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bonoesse.ru/blizzard/RPP/M/m_02.html. [Дата обращения –05.02.11]5.Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год»//Российская газета от 9августа 2005 г. № 1736.Донин В. М., Маркова О. П. «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с различных точек зрения»// Менеджер здравоохранения, № 5, май 2006 г.7.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования«Информационно аналитическая справка о формировании доходов по обязательному медицинскому страхованию в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в 1 полугодии 2008 года»//Официальный сайт ФФОМС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ffoms.ru.

[Дата обращения –05.05.12.]

Kosheleva Tatyana Nikolaevna

Small business as an element of the accumulation of the prerequisites for formation of the national innovation system in the upcoming transformation of the health

The article considers the problem of finding the model of the national health system, adequate to modern realities of the society, including the formation of small businesses in the industry without prejudice to the very meaning of the delivery of health services, analyses the issues of compulsory medical insurance, proposed directions of increasing competitiveness of the public health institutions the formation of small businesses, realizing its innovation potential. Are considered indicators of evaluation of efficiency of business structures in the field of health.Keywords small business, innovative development, the competitiveness of medical institutions, the market infrastructure and indicators of efficiency assessment.

Введение


Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено рядом следующих причин.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».

2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.

В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:

1. Сравнительный анализ литературных источников.

2. Системный.

В процессе написания данной работы нами в основном были использованы учебные и монографические источники.


1. Понятие «предпринимательство» в здравоохранении


Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие .

Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.

Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.

Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под «крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору?

Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.

Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами .

Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.

Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.

В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета .

Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно могло бы полностью освоить.

Существовавшие в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.

Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).

С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий. Возникла юридическая категория услуги.

Появилось законодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщиком за медицинские услуги, оказываемые гражданам бесплатно.

Если услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают за это плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом .

Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.

Если прежде бесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящее время она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства.

Гарантией того, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения они получат медицинскую помощь бесплатно для себя.

Однако поскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постольку процесс ее оказания стал подвержен экономической оценке .

Если прежде медицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время медицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинских услуг, в состав которых она входит.

Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг стали складываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинская помощь остается бесплатной.

При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг.

Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.

Различия лишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату, которую за гражданина производит государство.

Будучи бесплатными для граждан, оказываемые им медицинские услуги равно для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и частных организаций бесплатными не являются.

Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.

Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу) . Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.

Прежде единая государственная система здравоохранения в настоящее время представлена государственной и муниципальной системами здравоохранения и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казны государства и муниципальных образований.

Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.

Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.

В соответствии с российским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Чтобы выявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.

Предпринимательской является деятельность:

– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения


2. Организационно-правовые формы в сфере здравоохранении


В современном здравоохранении при усилении роли на результативность работы и экономическую эффективность деятельности актуализируются вопросы выбора организационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» и возмездных медицинских услуг .

Пока предложения о развитии новых, юридически самостоятельных и разрешенных законодательно форм ведения предпринимательской деятельности часто рассматривается в отрасли как покушение на отчуждение собственности, оплачиваемой государством.

Однако, несмотря на то, что отношения между плательщиком и производителями медицинских услуг имеют экономический характер, отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административный характер.

Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит в административном порядке.

Выйдя за пределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое место в экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются в административной подчиненности органам управления здравоохранением .

Юридически различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом других признаков, государственные и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения.

Кроме того, в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ, предоставлением медицинских услуг населению могут заниматься хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Правовое положение хозяйственных обществ, права и обязанности его участников регулируются ГК РФ и соответствующими специальными законами. Главной имущественно-правовой особенностью открытых акционерных обществ (ОАО) признается то, что все участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акции распределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Существующая в современных условиях законодательная база по приватизации государственной и муниципальной собственности (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий и частный сектор экономики.

Однако для объектов социальной сферы предусмотрена специальная процедура «золотая акция» или специальное правило по ограничению свободы подобного перехода. Признавая низкую экономическую целесообразность собственно приватизации объектов здравоохранения, о ней следует говорить лишь в контексте особенностей частной системы: защита производителя от жестких административно-командных методов управления в отрасли и наличие свободного права распоряжения доходами от предпринимательской деятельности в медицинских организациях.

Однако свободная рыночная среда деятельности коммерческих медицинских организаций той или иной организационно-правовой формы требует смены менталитета медицинских работников, а также кардинального пересмотра функций менеджмента, особенно связанных с управлением финансами и планированием экономических результатов.



Заключение


Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.

Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.

Медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения.

Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статус субъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения организационная форма – бюджетное учреждение.

В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и в бухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятельное распоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимательской деятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда только предпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжение организации.

Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так часто встречаются в здравоохранении.

Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появляться в отрасли.



Задача

Решено организовать дневной стационар на базе обычного стационара с мощностью не более 22 коек (две палаты на пять и две на шесть коек). Затраты на коммунальные платежи (тепло, электричество), содержание здания и оборудования, зарплату для врачей постоянные. Затраты на медикаменты, питание больных растут прямо пропорционально числу пациентов. На каждые 12 коек требуется дополнительно одна медсестра, на каждые 11 коек – санитарка.

Заполните таблицу:



свет, врачи

Медсестры

Санитарки

Медикаменты,

Маржинальные


Решение


Полные затраты – это отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма зависящих и не зависящих от объема производства затрат, то есть в нашем случае полные затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат.

Средние постоянные затраты – постоянные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные затраты определяются делением постоянных затрат на количество произведенной продукции.

Маржинальные затраты – это дополнительные затраты, которые несет предприятие, то есть сумма переменных затрат.

Результаты расчетов занесены в таблицу.



Список используемой литературы

1. Войцекович, Б.А., Редько, А.Н., Козиева И.С. Предпринимательская деятельность в здравоохранении/Б.А. Войцехович,

А.Н. Редько, И.С. Козиева. – М.: Высшее образование, 2008. – 208 с.

2. Вялков, А.И., Райзберг, Б.А., Шиленко, Ю.В., Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов/ А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко. – М.: ГЕОТАР – МЕД, 2002. – 328 с.

3. Ковалевский, С.С., Гладков, Ю.М. Математические методы в управлении обязательным медицинским страхованием/С.С. Ковалевский,

Ю.М. Гладков. – М.: Высшая школа, 2008. – 800 с.

4. Колосницына, М.Г., Шейман, М.М. Экономика здравоохранения: Учебник/ М.Г. Колосницына, И.М. Шейман. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 479 с.

5. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран. /ред. Солтман Р.Б., Буссе Р.,

Моссиалос Э. /Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2002. – 272 с

6. Стародубов, В.И., Лозовский, А.В., Тихомиров, А.В. Предмет оплаты труда в здравоохранении // Главный врач: Хозяйство и право. – 2004. – №3. – с. 13–17

7. Щепин, О.П., Галуева, Л.А. Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении/под ред. В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 432 с.

Как известно, предпринимательство является важнейшим звеном рыночной системы хозяйства. От того на сколько развит институт предпринимательства в той или иной стране зависит во многом эффективность всей национальной экономики.

Для развития предпринимательства необходимо систематическое государственное регулирование и поддержка – комплекс общих и специальных мер экономического, правового и административного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления и самостоятельного развития национального предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны.

Необходимый комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представлен на рисунке 1.

В современной России предпринимательство как особый сектор рыночной экономики окончательно не сформировался , а значит, во многом не используется его потенциал.

В настоящее время российское предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральным законом вводятся и определяются такие понятия , как:

- «субъекты малого и среднего предпринимательства»;
- «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, определяет цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в данном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства :

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот, в том числе применение специальных налоговых режимов. В рамках реализации региональных целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» предприятиям малого и среднего бизнеса предоставляются целевые субсидии.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. В приоритетном порядке государственную поддержку могут получить субъекты предпринимательства осуществляющие деятельность в следующих сферах : производственная и иновационная деятельность, жилищно-коммуникационное хозяйство, ремесленничество, сельскохозяйственная, внешнеэкономическая, туристическая деятельность.

В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки предпринимательства привела к ежегодному приросту числа предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 января 2012 года удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,6%.

При этом основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере :

Доля частной медицины на российском коммерческом рынке около 4% . Такое положение на рынке медицинских услуг вызвано не только общими проблемами развития предпринимательства в России, но и спецификой отрасли, а также противоречивой государственной политикой в области здравоохранения.

Вопрос о государственной поддержке российского предпринимательства в сфере здравоохранения является спорным , дискуссионным. Основная причина заключается в том, что с одной стороны, частная медицина - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, с другой - субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении, ведь отечественное здравоохранение традиционно основано на принципе бесплатности медицинской помощи.

Так необходима ли поддержка предпринимательства в здравоохранении или достаточно ограничиться поддержкой общественного здравоохранения?

Многие исследователи утверждают: государственная поддержка предпринимательства в здравоохранении необходима, поскольку к положительным сторонам развития коммерческого здравоохранения кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), относятся:

Как сегодня выглядит рынок частной медицины в России , какие существуют проблемы, каким образом государство поддерживает частную медицину?

Первая особенность - медицинский бизнес имеет свою организационную специфику. По словам Сергея Коротаева, исполнительного директора Некоммерческого партнерства по поддержке и защите интересов негосударственных медицинских организаций, большинство негосударственных медицинских организаций - это детища врачей со стажем, решивших, что имеющийся врачебный опыт, позволяет им заняться предпринимательством и самостоятельно нести ответственность перед пациентом.

Вторая особенность бизнеса в медицине - отсутствие крупных инвесторов. Существующие немногочисленные компании, такие как «Медицина АльфаСтрахования» - исключения из общего правила.

Третья и четвертая особенности (отчасти объясняющие вторую) – высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Мало какая сфера рынка может соперничать со здравоохранением по сложности получения лицензий, и по количеству и придирчивости проверок.

Пятая особенность - неравная конкуренция с государственными медучреждениями. Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Такие учреждения имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Еще одной серьезной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. «Большинство медицинских центров закупает дорогостоящее оборудование, соответственно, требует очень серьезных вложений. Если медицинский центр создается с нуля, первые 6-9 месяцев только выстраивается его структура, полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме».

Для медицинского бизнеса, как для социально значимых услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

Принять участие в программе поддержки инноваций в рамках государственной программы поддержки предпринимательства, осуществляемой во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, частной медицине тоже сложно, поскольку патенты в медицине мало распространены.

Таким образом, в условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса, модернизации здравоохранения, заявленной правительством, сотрудничество между бизнес-сообществом и государством в стратегических вопросах в здравоохранении крайне необходимо .

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Предпринимательство может осуществляться лишь в условиях рыночной экономики.

Основные характеристики, компоненты предпринимательства регламентированы Гражданским Кодексом (ГК) РФ.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную экономическую деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли или дохода. При этом имеется в виду не просто получение какой-то массы прибыли, а получение такой ее величины, которая позволит предприятию развиваться нормальными темпами.

В Российской Федерации медицинскую предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица - коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и т.п.), а также некоммерческие организации (учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации и союзы и др.) в той мере, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и задач - и физические лица - граждане, зарегистрированные в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели, иными словами - частнопрактикующие врачи).

Становление любого дела начинается с решения вопроса об источнике финансирования,

В медицине можно выделить по крайней мере следующие источники:

  • 1) Средства государственного бюджета.
  • 2) Целевые взносы предпринимателей, предприятий.
  • 3) Средства общественных благотворительных организаций.
  • 4) Личные средства граждан.
  • 5) Заработанные лечебно-профилактическими учреждениями средства.

Многообразие источников существования здравоохранения, с одной стороны, предопределяет многообразие форм собственности и предпринимательской деятельности в этой сфере и в то же время, с другой, показывает ограниченный характер предпринимательства, что связано и с сутью, и со сложившимися методами финансирования этой отрасли.

Какие же формы предпринимательства или, точнее, ведущие к организации предпринимательства в медицине имеются на сегодня?

Очень распространено (в виде переходной формы) оказание частично платных медицинских услуг населению государственными лечебно-профилактическими учреждениями. Это позволяет накапливать средства для будущего самофинансирования.

Переходной является и аренда. Конечно, это не форма предпринимательства, но на ее базе возможна организация различных форм; это способ изыскания первоначального капитала. Он не делает медицинских работников собственниками, но расширяет их экономические права.

Еще одной формой предпринимательства в здравоохранении, получившей широкое распространение в 90-х годах, стали кооперативы, однако в настоящее время эта форма затухает. Она развивалась в уродливом виде и дискредитировала себя в глазах населения; хотя с точки зрения правовой защищенности - это самая лучшая форма.

Начиная с 1992 г., в моду и получили наибольшее развитие акционерные общества. Это - наиболее распространенная в мире форма предпринимательской деятельности. Широкое распространение в медицине имеет также и индивидуальная предпринимательская деятельность.

Наиболее перспективными, на взгляд многих исследователей, являются акционерные общества открытого типа. Эта форма позволяет ускорить распространение акций (внутри коллектива может не хватить личных средств), привлекать больше средств от их продажи (так как акции можно распространять не на льготных условиях, а по рыночной цене), более тесно взаимодействовать с другими лечебными учреждениями. Но какая бы форма предпринимательской деятельности не была выбрана, формула ее одна: вернуть первоначально авансированные деньги, с приращением, то есть получить прибыль. А для этого очень важно иметь критерии учета полезного эффекта труда медиков, его стимулирования, сопоставления в стоимостной форме затрат и результатов.

Если выбрана независимая форма предпринимательской деятельности, то медицинская услуга имеет такую цену, которую готов заплатить пациент. В этом случае цена формируется на основе спроса, предложения, конкуренции и под влиянием других факторов рынка. Если же это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее частично платные медицинские услуги (где часть коечного фонда отдана для коммерческой деятельности, но сохраняется в основном бюджетное финансирование), то на цену продолжает оказывать влияние государство5. Это, безусловно, ограничивает возможности предпринимательской деятельности таких лечебно-профилактических учреждений, средства для самофинансирования накапливаются медленно, снижается стимулирующая роль цены.

Как элементы себестоимости, в цену медицинской услуги включаются: основная заработная плата медицинского персонала, отчисления на социальное страхование, стоимость питания больного, стоимость медикаментов, мягкого инвентаря, накладные расходы.

Существенной особенностью современного расчета цены медицинской услуги по данной нозологической форме является то, что в ней необходимо учитывать влияние инфляционных процессов и социальные факторы. Таким образом корректируются тарифы на медицинские услуги, которые существовали как фактически сложившиеся и выводились из практики. Фактически они являются стандартом для данной нозологической группы.

Цена медицинской услуги должна включать стоимость диагностических, лечебно-реабилитационных манипуляций и процедур; в ней должны отразиться стоимость материально-технической базы, затраты на социальное развитие и дополнительное материальное стимулирование коллектива.

От цены медицинской услуги зависит прибыль данного ЛПУ, оплата труда медицинских работников, а значит, успехи предпринимательства в здравоохранении. Эти успехи зависят также от действующей системы налогообложения.

Влияние государства на рынок коммерческих медицинских услуг противоречиво. Государство способно влиять не только на ситуацию в общественном здравоохранении, но и посредством этого на уровень цен в коммерческом секторе: чем более доступны, чем более качественны бесплатно оказываемые медицинские услуги, тем сложнее положение тех, кто оказывает рыночные платные (коммерческие) услуги, тем ниже спрос и ниже цены на платные медицинские услуги, и наоборот. Поэтому имеет место неравномерность распределения медицинских услуг между рынками платных и бесплатных услуг. В свою очередь это ведет к ценовой диспропорции, когда, с одной стороны, высокие цены на коммерческие услуги вызываются невозможностью или сложностью получения каких-либо услуг бесплатно (высокотехнологичные услуги, нетрадиционные виды услуг и т.п.), а с другой стороны, низкие цены на другие услуги связаны с широкой возможностью получения этих услуг бесплатно (виды услуг, входящие в программу ОМС или финансируемые из бюджета).

Интересно рассмотреть влияние государства на рынок медицинских услуг предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения общественного сектора. Зададимся вопросом: почему цены частных медицинских учреждений значительно выше, чем цены на аналогичные услуги в бюджетных учреждениях? Нередко приходится слышать, что специфика рынка медицинских услуг (их высокая жизненная важность и т.д.) ведет к тому, что цены на медицинские услуги оказываются завышенными. В нормальной рыночной обстановке это действительно может иметь место. В настоящее время оказанием платных услуг занимаются практически все бюджетные медицинские учреждения, которые имеют различную подчиненность, различные каналы и системы финансирования и т.д. Поэтому одни и те же медицинские услуги в различных учреждениях предоставляются на разных условиях - в одних учреждениях бесплатно, в других - с доплатой, в третьих - только платно. Соответственно, и уровень цен колеблется в широком диапазоне. Это является следствием того, что одни учреждения получают финансирование на оказание этих видов услуг в полном объеме, другие - только частично, а третьи - вообще не получают.

Естественно, что учреждения, не получающие финансирования, необходимого для оказания данного вида медицинских услуг, должны оказывать платные услуги за полную стоимость. Но учреждения, имеющие частичное финансирование для оказания данного вида услуг, должны через цену возмещать только часть затрат (покрывающую недостаток финансирования) и поэтому они устанавливают цену на более низком уровне. А учреждения, имеющие полное финансирование вообще оказывают эту услуги бесплатно. Вот тут-то и начинают сказываться рыночные факторы. Рыночная цена под влиянием предложения бесплатных и дешевых услуг (отражающих частичные затраты) оказывается ниже полной стоимости. Поэтому бюджетные учреждения, не получающие финансирования, необходимого для оказания данного вида медицинских услуг, а также частные учреждения, уже далеко не всегда могут продавать свою услугу по полной стоимости, отражающей затраты. Они вынуждены жертвовать частью или всей прибылью, а порой (например, чтобы не потерять рынок) оказывать услуги себе в убыток. Либо они ищут свою нишу дорогостоящих, но качественных услуг, услуг с повышенной сервисностью и т.д., которые слабо представлены в общественном секторе.

Таким образом, одной из важнейших особенностей рынка медицинских услуг является наличие альтернативности. Альтернативность - это возможность получения тех же видов медицинской помощи бесплатно или за меньшую цену. В настоящее время альтернативность довольно высокая, поскольку не только в различных регионах, но и в районах и даже отдельных медицинских учреждениях по-разному подходят к проблеме платности, предоставления льгот. С точки зрения рыночного ценообразования наличие альтернативы -это сильнейший фактор сдерживания роста рыночных цен.

Экономические условия, в которых приходится конкурировать государственным и частным медицинским учреждениям, неодинаковы - государство по сути дела субсидирует предпринимательскую деятельность государственных медицинских учреждений. Это не только ведет к деформации рынка коммерческих медицинских услуг, ставя частные медицинские учреждения в заведомо невыгодные условия, но и имеет целый ряд других негативных последствий:

  • - низкая эффективность, которая характерна практически для любого субсидируемого производства;
  • - субсидии достаются и производству тех видов медицинских услуг, на которые не распространяются гарантии бесплатной медицинской помощи (т.е. на те, которые в любых обстоятельствах должны оставаться чисто коммерческими), например, сервисные услуги, оказание медицинской помощи на анонимной основе, иностранцам и т.д.;
  • - реальными получателями выгод от предоставления субсидий является не беднейшее население, а как раз наиболее обеспеченное, которое больше всего пользуется платными услугами. Причем, чем более состоятельный человек, чем более дорогостоящими услугами он пользуется (сервисные, комфортные и т.д.), тем больший размер субсидий он получает.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: государственные (муниципальные) учреждения на рынке коммерческих медицинских услуг работают по демпинговым ценам, поэтому по многим видам медицинских услуг, частные медицинские учреждения не могут составить им ценовую конкуренцию; основная причина, по которой государственные (муниципальные) медицинские учреждения могут позволить себе продавать медицинские услуги по демпинговым ценам заключается в несовершенстве финансового механизма отрасли, а также в том, что бюджетные учреждения не несут целого ряда затрат, характерных для частных учреждений (аренда помещений и оборудования и т.д.); существует корреляция между уровнем дифференциации цен на однотипные услуги государственных и частных учреждений и удельным весом не возмещаемых государственными учреждениями затрат в структуре цены на конкретные виды услуг; государственные и частные медицинские учреждения, конкурируя на рынке медицинских услуг, находятся в неравных экономических условиях не только по ценам, но и по целому ряду других позиций, что сдерживает формирование нормального рынка медицинских услуг; диспропорции, существующие на рынке медицинских услуг, в свою очередь ведут к тому, что рынок демонстрирует низкую эластичность предложения по цене - объем предложения медицинских услуг на коммерческой основе зачастую не покрывает спроса на эти виды услуг; следствием низкой эластичности предложения является наличие неудовлетворенного спроса на официально представляемые на коммерческой основе платные медицинские услуги, что ведет к развитию теневого рынка медицинских услуг.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!