План совместной работы школы и детского сада. План совместной работы доу и школы материал на тему План работы школы с детским садом

План СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель:

1. Создать условия для успешной адаптации первоклассников.

2. Организовать систему взаимодействия педагогов школы и воспитателя через совместное проведение методических мероприятий, работу с детьми и родителями.

3. Обеспечить готовность дошкольников к обучению в начальной школе и продолжению обучения в основной.

План работы по преемственности детского сада и школы

1.Совместные педагогические мероприятия

«Изучение и анализ дошкольной основной образовательной программы и программы начальной школы»

наметить пути их реализации в плане преемственности

Ответственные:

завуч школы

2.Совместные культурные мероприятия

Наблюдение за адаптацией выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития и индивидуального подхода к детям)

Ноябрь-январь

ст. воспитатель

«Конкурс на лучшую елочную игрушку»

(Выставка поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада)

ст. воспитатель

Организация совместного концерт школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада)

муз. руководитель д\с

Экскурсия «Предварительное знакомство будущих первоклассников со школой»

ст. воспитатель, завуч школы

3.Взаимопосещения

Учителями НОД в подготовительной к школе группе по математике, подготовке к обучению грамоте

Завуч школы,

ст. воспитатель

Воспитателями уроков в 1-х классах

Завуч школы,

ст. воспитатель

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и НОД в детском саду».

Завуч школы,

ст. воспитатель

4. Забота о здоровье

Совместное заседание психологов д\с и школы, воспитателей подготовительной к школе группы

психолог д\с,

ст. воспитатель

Оформить карты индивидуального развития ребёнка выпускника д\с

психолог д\с, воспитатели

5.Работа с детьми

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности),

«Для чего нужно учиться в школе»

Оформить с - р игру «Школа»

подгот. в группах

воспитатели групп

ООД: Занимательная деятельность по теме «Здание школы»

Рассматривание картины «Школа»

Воспитатели групп

Целевая экскурсия к школе

«Дорога в школу»

ст. воспитатель

Оформить подборку книг о школе.

Оформить уголки книг «Читаем сами»

воспитатели старших групп

6. Работа с родителями

Консультации: «Как выбрать школу.»

«Какими ЗУН должен обладать ребёнок при поступлении в школу» »

ст. воспитатель

«Портрет будущего первоклассника;

ст. воспитатель

Семинар-практикум «Скоро в школу»

ст. воспитатель, психолог

«Психологическая готовность родителей к школе»

психолог д\с

Анкетирование родителей: «Как помочь учиться»

воспитатели старших групп

Родительское собрание для детей старшей «В школу с 6-ти лет. За и против»

ст. воспитатель, психолог

«Презентация школ»

Ст. воспитатель, учителя школ

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Модель предшкольного образования “Детский сад с расширенными возможностями”, утвержденная на районной конференции в сентябре 2006 года предусматривает одногодичное (в рамках подготовительной группы детского сада) обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “Развитие” и адаптационных занятий на базе МОУ “Центр образования”.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
  • Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах МОУ “Центр образования”. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
    • личностного развития ребенка;
    • укрепления психического и физического здоровья;
    • целостного восприятия картины окружающего мира;
    • формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
    • преодоления разноуровневой подготовки.
  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Приложение к программе

Совместный план работы ДОУ “Золотой ключик” и МОУ “Центр образования” г. Певек по реализации проблемы преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)

№ п/п Мероприятия Цель мероприятия Сроки Ответственные
1. Встреча учителей выпускных

4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп ДОУ “Золотой ключик”

1. Скорректировать план совместной работы школы и детского сада.

2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”.

август

Методист ДОУ

2. Праздник “1 сентября – День Знаний”. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

3. Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах. Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.

Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

4. Совместное заседание МО

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

1.Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. Ноябрь

Руководитель МО ДОУ

5. Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год. Показать разнообразие программ в начальной школе.

Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

Сентябрь - апрель Руководитель МО ДОУ

Методист ДОУ

6. Праздник “Мы теперь – ученики”. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”.

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Ноябрь Руководитель МО Центра образования
7. Работа Школы будущего первоклассника “Ступени”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ) 1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель

Учителя начальной школы

8. Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Декабрь- Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

9. Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май Психологическая служба ДОУ и Центра образования
10. Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

11. Экскурсии воспитанников детских садов в школу в рамках Дня открытых дверей в МОУ “Центр образования” Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

12. Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” 1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. Апрель
13. Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” Помощь родителям в решении педагогических проблем. Март - май Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

14. “День открытых дверей” (по отдельному плану) Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

15. Праздник “Прощай, Азбука!” 1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Март Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

16. Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Апрель-май Руководитель МО Центра образования

Руководитель МО ДОУ

Зам. Директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

17. Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. Май Учителя начальной школы

В настоящее время с введением новых образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования уже на нормативном уровне закреплено, что реализация образовательных программ строится на основе общественного договора.

Таким образом, на формальном уровне стало обязательным взаимодействие всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов и родителей, представителей общественности в широком понимании.

Привлекательными чертами взаимодействия детский сад - школа на основе социально-педагогического партнёрства как механизма реализации преемственности являются:

  • располагающая большими ресурсами разветвлённая сеть образовательных, культурных, спортивных и других видов учреждений, социально-психологических служб, имеющаяся в конкретном образовательном пространстве;
  • реальная возможность интеграции и педагогической целесообразности учебно-воспитательного процесса для ребёнка на всех этапах его возрастного развития и всех ступенях и программах образования;
  • организация совместной деятельности заинтересованных организаций.

Именно в таком варианте взаимодействия детского сада и школы наилучшим образом может быть реализована преемственность, как двусторонняя связь между смежными уровнями образования. Вместе с тем, варианты механизмов реализации преемственности дошкольного и начального уровней образования могут быть различными:

  • от плана совместной деятельности детского сада и начальной школы до масштабных проектов дошкольное образовательное учреждение-школа как единый образовательный комплекс;
  • от согласования позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы до внедрения концептуально единой образовательной системы.

План совместной деятельности детского сада и начальной школы - это координированная система решений, целенаправленная программа действий педагогических коллективов детского сада и школы, в которой с определённой степенью конкретизации прописаны: содержание, временные рамки, ответственные исполнители и адресаты, организационные формы и методы достижения целей преемственности.

При планировании совместной деятельности детского сада и начальной школы, как и в любом плане, учитываются следующие принципы:

  • научность, перспективность и ясность целей;
  • учёт специфических условий конкретных учебно-воспитательных процессов;
  • коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения [Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март», 2005. - С. 319.].

Примеров планирования совместной деятельности детского сада и школы в методической литературе и педагогической практике имеется большое количество. Необходимыми и достаточными элементами подобных планов являются:

  • проблемно-ориентированный анализ по проблеме преемственности, выполненный на разных уровнях (государственный и микросоциальный);
  • цели и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по обеспечению преемственности;
  • содержательно наполненные направления совместной деятельности детского сада и начальной школы, обеспечивающие их преемственные связи;
  • временные рамки исполнения планов;
  • ответственные исполнители от детского сада и школы;
  • конкретные дела (мероприятия) с участием детей, учителей и воспитателей, родителей, других заинтересованных субъектов системы образования.

Уточнение и расширение плана совместной работы детского сада и школы в рамках образовательного комплекса позволяет обеспечивать преемственность смежных ступеней образования с учётом конкретных образовательных условий. Построение преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в рамках единого образовательного комплекса сегодня достаточно проработано на практике и хорошо описано в работах С.Н. Дмитриевой, З.В. Дощицыной, Т.А. Матвеевой, М.М. Пашковой и др. Такие формы преемственности в практике образования встречаются нечасто в силу высоких ресурсных затрат. Представим вариант реализации преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в едином учебно-воспитательном комплексе, как это сделано С.Н. Дмитриевой [Дмитриева, С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса детский сад - школа: автореф. … канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - С. 7.].

Основные задачи в работе педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы следующие:

Согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на всех уровнях образовательного комплекса;

Совершенствование форм, методов организации учебно-воспитательной деятельности в комплексе на основе совместной методической работы педагогов дошкольного и начального уровней образования;

Создание и рациональное использование образовательного пространства комплекса в целях интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического и эстетического развития личности ребёнка;

Обеспечение возможности сотрудничества дошкольников и младших школьников в условиях разновозрастного детского коллектива.

Согласование позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы является необходимым компонентом обеспечения преемственности как по целям и содержанию, так и по методам и формам образования на смежных ступенях. Наиболее эффективно это может быть достигнуто путём реализации методической работы в детском саду и школе в едином целевом поле преемственности в образовании.

Сегодня методическая работа рассматривается как системная деятельность, что предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения.

Данная работа, как правило, ведётся педагогами в отношении того уровня образования, на котором они трудятся. В случае построения преемственности между детским садом и школой, педагогам необходимо глубже осваивать содержание, методику, требования и стандарты образования на смежных ступенях: воспитателям - программы и стандарты начальной школы, учителям - программы и стандарты дошкольного образования. Это создаёт определённые трудности: у педагогов, как правило, велика направленность на «свой уровень» - на ту образовательную ступень, где воспитатель, учитель выполняют функциональные обязанности. А направленность на смежные (более низкого или высокого порядка) уровни образования ограничена.

Кроме того, сегодня в стадии разработки находится новая модель подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, предполагающая повышение профессионального мастерства педагогов не посредством количественного накопления знаний, умений, навыков, а путём углубленного проникновения в новые образовательные технологии. В связи с этим, в методической работе по преемственности возникают следующие затруднения:

  • формирование мотивации педагогов на освоение психологии, педагогики и методики смежных уровней образования;
  • выбор форм методической работы, адекватных целям построения преемственности дошкольного образовательного учреждения - школы, с учётом общепедагогических подходов и специфики дошкольной педагогики и педагогики начальной школы.

Следует отметить, что методическая работа, направленная на обеспечение преемственности, не является изолированной - она соприкасается с другими направлениями, такими как: повышение квалификации педагогов, работа методического кабинета, работа с педагогическим опытом, взаимодействие с родителями, поэтому важно её рационально проектировать и осуществлять.

Модификация алгоритма по взаимодействию детского сада и школы

  • Первый шаг. Создание временного методического объединения воспитателей дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы посредством договорённостей в рамках Координационного совета образовательных учреждений микрорайона. Объединение создаётся на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно объединять воспитателей, которые на момент образования методического объединения ведут выпускные группы детского сада и учителей, которые на следующий год будут принимать этих детей в 1-й класс.
  • Второй шаг. Договорённость всех участников методического объединения о едином понимании целей: уровне готовности к школе, которого необходимо достичь на выходе из детского сада, как предпосылках обучения в первом классе, о соблюдении единых технологий и принципов, заложенных в образовательной программе школы и детского сада. Реализация этого шага предполагает поиск компромисса между опытом и традициями педагогов дошкольного и начального образования: формирование единой совокупности качеств выпускника конкретного детского сада как конечной цели реализации образовательной программы и единых требований, предъявляемых к нему в начальной школе. При этом педагоги анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для будущих первоклассников, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в школе и детском саду. Также данный шаг предполагает уточнение преемственности содержания, отражённого в образовательных программах дошкольного и начального образования. Всё это позволяет начать выстраивать линии преемственности (целевую, методическую и содержательную).
  • Третий шаг. Посещение учителями начальной школы занятий и режимных моментов в подготовительной группе детского сада и коллективное обсуждение с позиции соблюдения принципов и технологий личностно ориентированного образования и уровня развития качеств выпускника детского сада. Это позволяет учителям начальной школы заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. Прорабатываются конкретные коррекционные мероприятия, обеспечивающие повышение уровня готовности детей к школе.
  • Четвёртый шаг. Разработка и проведение учителями начальной школы и воспитателями детского сада совместных мероприятий с детьми подготовительной группы. Воспитатели и учителя совместно проводят с детьми игры, праздники, досуги, привлекают для этой работы учеников школ, которые готовят спектакли, поделки, костюмы и т.п., помогают проводить игры, активно участвуют в мероприятиях. Одновременно будущие первоклассники знакомятся со своим учителем, включаются во взаимодействие со школьниками, что сделает их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
  • Пятый шаг. Диагностика готовности детей к школе на выходе из детского сада и при поступлении в начальную школу. Данная работа проводится с привлечением независимых специалистов - педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, что позволяет получить объективные данные о развитии детей, наметить персональные коррекционные меры. Проведение диагностики дважды (в конце посещения подготовительной группы и в начале первого класса) позволяет уточнить уровень актуального развития и зону ближайшего развития ребёнка через выявление их динамики. Вместе с тем, подобная работа позволяет сделать вывод о течении адаптации ребёнка без дополнительных диагностических процедур, с последующей оценкой эффективности педагогических мер в отношении группы детей и каждого ребёнка.
  • Шестой шаг . Посещение уроков в 1-м классе руководителем методического объединения и воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Нужно помогать учителям начальной школы реализовывать на практике совместные договорённости о преемственных технологиях в организации деятельности детей, изучения нового материала, в работе с текстами.
  • Седьмой шаг. Регулярные консультации учителей 1-х классов - обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем. Принципиально важны регулярные встречи, на которых педагоги обсуждают, какими видятся дети-первоклассники в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. На этом этапе возможно привлечение специалистов психолого-педагогического консилиума, работающего на основе мультидисциплинарного подхода.
  • Восьмой шаг. Определение эффективности работы по преемственности - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Таким образом, работа детского сада и школы по единому плану в целях реализации преемственности в работе - хорошо известный, применяемый с середины ХХ века механизм в отечественной системе образования. Современные механизмы построения преемственности детского сада и школы представляют собой определённую целенаправленную деятельность педагогических коллективов смежных ступеней образования на основе их взаимодействия.

Совместный спортивный праздник МБДОУ д.с.№77 и МБОУ НОШ №2

«Осень в гости к нам пришла».

Участники:

Дети средней группы МБДОУ г.Одинцово;

Ученики 3 класса МБОУ НОШ №2

Ц ели:

Сплочение школьников и детей детского сада, развитие чувства ответственности за младшего по возрасту .

Создание благоприятных условий для социализации детей.

Содействие становлению здорового образа жизни.

Развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу;

Создать праздничную атмосферу .

Обогащать художественные представления об осени;

Задачи:

Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и школьниками.

Повышать самооценку детей;

Формировать ответственность школьников и более серьезное отношение к дошкольникам.

Развивать у детей познавательный интерес, креативность на основе соревновательного мотива.

Этапы реализации:

1.Создание инициативной группы среди родителей и педагогов.

2. Планирование совместных мероприятий, развлечений с детьми с учетом интересов школьников и дошкольников.

3. Подготовка и проведение праздников в течение года.

4. Подведение итогов

Ведущий:

Заглянул осенний праздник в детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,

Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.

Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,

Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!

В праздник осенний гостью мы ждём.

Давайте мы Осень к нам позовём.

(Дети все вместе зовут Осень) :

Все вместе:

Приходи к нам в гости Осень

Очень мы тебя все просим!

(Под музыку входит Осень, разбрасывает листочки и карточки )

Осень:

Здравствуйте, ребята!

Зовут меня все – Осень золотая,

Прошла я по полям и по лесам.

Всех с праздником осенним поздравляю!

Как хорошо, как весело всем нам.

Вам нравится, что Осень к вам приходит

И радует своею красотой?

Лесам и рощам жёлтые наряды

Заботливо я приношу с собой.

Ведущий:

Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!

1.Ребёнок:

Одарила гостья-Осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов!

Так давайте славить Осень

Песней, пляской и и грой!

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

Осень: Давайте поиграем. Помогите мне ребята разобрать карточки по корзинкам: грибы, цветы, листочки и цветочки (дети под музыку собирают карточки и раскладывают по корзинкам).

Ведущий:

Вот послушай, Осень, какие стихи приготовили для тебя ребята:

1.Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета.

2. Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине,
Зонтик желтый -
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

3. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется

4. Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять

Кап-кап, кап-кап

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Ведущий:

Нам совсем не страшно

Бегать под дождём.

Если дождик сильный

Зонтики возьмём!

Осень:

Хорошо стихи читали, мне понравились. Поиграем и выясним, кто самый ловкий.

Игра 1:

Подвижная игра со стульями. В центре зала стоит зонтик,вокруг него стульчики, количество их должно быть на один меньше, чем участников. Звучит веселая музыка, и дети бегают вокруг стульев. Как только музыка остановится, игроки быстро должны сесть на стулья. кому места не досталось тот выбывает из игры, а один стул убирается.

Игра 2:

Собери каштаны!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются каштаны. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше каштанов.

Ведущий:

Дождь осенний не пускает,
С нами в прятки он играет.
Мы его перехитрим,
Долго капать не дадим.
Не страшен дождь нам никакой,
У нас есть танец озорной!

Дети исполняют танец «Полька».

Осень: Отгадайте – ка, ребятки, интересные загадки:

1.Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

2.Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3.В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

4.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

3.Конкурс-марафон «Шарик в ложке»

Участникам необходимо пронести теннисный шарик, который будет лежать в столовой ложке.

Ведущий:

Деревья все осенним днем

Красивые такие!

Давайте песенку споем

Про листья золотые.

Дошкольники исполняют песню «Листики» .

4.Конкурс «Меткий стрелок»

(От стены к стене натянута верёвка, на которой на ленточке висят погремушки. Дети по очереди бросают мяч, стараясь попасть в погремушку.)

5. «Весёлая эстафета».

Школьник в команде привязывает к ногам пластиковые решётки и бежит до стульчика. Возвращается и передаёт эстафету касанием руки дошкольнику, который бежит к стульчику и выбирает фрукт или овощ и бежит назад.

Совместный прощальный хоровод.

Осень :

Да, ребята, разная я бываю - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождём и мокрым снегом. У вас в гостях сегодня было очень весело и тепло. За ваше гостеприимство я хочу вас угостить (печенье-грибочки).Прощается и уходит.

Ведущий.

Что ж, друзья, пора и нам расходиться по домам.

Грибочки будем жевать и осень вспоминать!

Подведение итогов:

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

участие в праздниках и развлечениях формирует у детей дисциплинированность, культура поведения;

участие в праздниках расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию детей;

праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, красочность выступлений - все это важные факторы эстетического воспитания;

участие детей в пении, играх, эстафетах, конкурсах укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений;






Цель:

Задачи:

Пояснительная записка

  • работа с детьми;
  • работа с родителями.
  • Семинары-практикумы.

Работа с детьми включает:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”

Ожидаемые результаты

    • личностного развития ребенка;


№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

В течение года

Руководитель ОУ

Сентябрь

Руководитель ОУ

В течение года

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

сентябрь

Руководитель

Учитель начальных классов

Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ)

Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС)

Руководитель

Учитель начальных классов

Изучение организации учебно-воспитательного процесса первоклассников в адаптационный период

Создание благоприятных условий для адаптации к школе

сентябрь

руководитель

Работа Школы будущего первоклассника

1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика»

воспитатели

Проведение собеседования директором школы с учителем 1 класса и педагогами школ о ходе работы с картой готовности

Организация индивидуальной работы с первоклассниками с учётом результатов карты готовности

Семинар по теме «От карты готовности к ученическому портфолио»

Выработка единых подходов в работе

Педагоги школы и ДОУ

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»

Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступени образования

Педагоги ДОУ и ОУ

Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

. «Волшебный Новой год» выставка поделок, объемных открыток(детское экспериментирование, работа в нетрадиционной технике)

Шефская помощь учащихся ОУ воспитанникам ДОУ. Обмен опытом по театрализованной деятельности.

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”

Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Расширенное заседание окружного совета родительской общественности «Период адаптации первоклассника к школьному обучению»

Подготовка родителей старших дошкольников к переходу детей в новый социальный статус- первоклассника.

Председатель родительского совета, родители, педагоги

Творческая встреча по теме «Подходы к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников»

Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников»

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

3. «Русские валенки» выставка (украшение валенок)

Учитель начальных классов воспитатели

«Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа”

Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Учитель начальной школы

Воспитатели ДОУ

Экскурсии воспитанников дошкольной группы в школу

Познакомить воспитанников дошкольной группы со школой, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

Учитель начальной школы

Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”

1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста.

Учитель начальной школы

Воспитатели

Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”

Помощь родителям в решении педагогических проблем.

Март - май

Учитель начальной школы

Воспитатели

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Знакомимся со школой

Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Учитель начальной школы

Праздник “Прощай, Азбука!”

1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Учитель начальной школы

Воспитатели

Совещание «Правила приема детей в 1-й класс образовательных учреждений»

Показатели готовности ребенка к школе. Карта готовности ребенка к школьному обучению. Правила приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений

РуководительОУ

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Апрель-май

Руководитель

4. «Все стало вокруг голубым и зеленым» выставка рисунков детей ДОУ и учащихся

Учитель начальной школы

Воспитатели

«Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?»

Учитель начальной школы

Воспитатели

Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

Учитель начальной школы

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Подготовка детей к началу обучения в школе

Выпускники ДОУ, учитель 1 класса

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, создание педагогического процесса целостного, последовательного, перспективного характера, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования и воспитания ребенка с учетом: сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, сформированности умений учиться как фундаментального новообразования,направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка

мероприятие

ответственные

  1. Методическая работа

1. Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе

Зам.директора

2. Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классах

Сентябрь

3. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду. Изучение опыта использования вариативных форм и методов работы в практике воспитателей ДОУ

Сентябрь

Зам.директора, учителя нач.классов

4. Посещение воспитателями уроков в 1 классе

Сентябрь

Воспитатели ДОУ

5. Посещение учителями занятий в детском саду:

Цель: знакомство с детьми, формами работы,

Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, творческих способностей детей,

Учителя нач.классов

6. Педагогическое совещание по вопросам преемственности

7. Изучение преемственности обучения и социально-педагогической адаптации 1- классников

сентябрь

психолог

8. Уточнение списков будущих первоклассников

Учителя нач.классов

9. Педагогический консилиум «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе»

Зам.директора

10. Работа с индивидуальными картами личностного развития детей

В течение года

специалисты

11. диагностика социально-педагогической адаптации будущих первоклассников к школе

Апрель, май

психолог

  1. Работа с родителями
  1. Родительские собрания

Тема:Задачи детсада и семьи в подготовке детей к школе,

Тема: Итоги усвоения программы детьми подготовительной группы

Сентябрь

Воспитатели группы

  1. Собрание родителей будущих первоклассников «Наша школа: традиции, перспективы»

Зам.директора

3.Выставки детских работ

В течение года

Воспитатели группы

4. День открытых дверей для родителей. Цель: знакомство с работой школы

Зам.директора, учителя нач.школы

5. Консультации для родителей будущих первоклассников

Апрель, май

6. Встреча семей детей подготовительной группы с учителями

Зам.директора, учителя нач.классов

7. Оформление стенда дла родителей будущих первоклассников

Зам.директора

  1. Работа с детьми
  1. Экскурсии детей в школу:

–знакомство со школой,

–знакомство с библиотекой

Воспитатели группы, учителя нач.классов

2. Объединенная выставка рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 классов

Воспитатели групп, учителя

3. Посещение детьми подготовительной группы праздника начальной школы

Учителя нач. классов

4. Посещение старшей и подготовительной группы ДОУ участниками школьного конкурса проектных работ

Февраль - март

Учителя начальных классов

Программа преемственности между дошкольным и начальным образованием

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Программа предшкольного образования “Будущий первоклассник ”, обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “ Воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под редакцией Васильевой, совместные занятия по внеурочной деятельности по программам «Рисование», «Юный эколог», «В мире сказок», «Уроки здоровья»

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
  • Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
    • личностного развития ребенка;
    • укрепления психического и физического здоровья;
    • целостного восприятия картины окружающего мира;
    • формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
    • преодоления разноуровневой подготовки.
  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Совместный план работы дошкольной группы и начальных классов по реализации проблемы преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)

МБОУ «Начальная школа – детский сад д. Мегрино 2012-2013 уч. год

№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление стенда и странички на сайте школы

«Для вас родители, будущих первоклассников»:

Информирование родителей о подготовке к школе

В течение года

Руководитель ОУ

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах.

Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.

Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Диагностика готовности первоклассника к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

сентябрь

Руководитель

Учитель начальных классов

Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!