Разрешение нацбанка беларуси дарение акций иностранной компании. Может ли белорус с шенгеном открыть заграничную карточку? Зачем нужен заграничный счет и можно ли на него получить зарплату

Публикация Журнал «Финансовый директор» октябрь 2008

Партнеры, аттестованные юристы
Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская и Елена Плавинская

При приобретении акций, доли в уставном фонде либо пая в имуществе иностранной организации необходимо помнить, что в некоторых случаях требуется получить разрешение Национального банка Республики Беларусь (далее по тексту - Нацбанк) на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.

Так, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», подпунктами 18.1 и 18.2 пункта 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, следующие валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами Республики Беларусь на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей.

Осуществление валютных операций без разрешения Нацбанка влечет административную ответственность согласно статье 11.53 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21 апреля 2003г. №194-З в виде штрафа от десяти до пятнадцати базовых величин, т.е. от 350 000 до 525 000 белорусских рублей.

Важно знать, что обязанность по получению разрешения Нацбанка при приобретении акций, доли в уставном фонде либо пая в имуществе иностранной организации возникает не всегда.

Во избежание ошибок рассмотрим следующие случаи.

Приобрести акции либо долю в уставном фонде иностранной организации возможно различными способами, например:

  1. создание (участие в) новой иностранной организации;
  2. покупка акций либо доли в уставном фонде иностранной организации;
  3. получение акций либо доли в уставном фонде иностранной организации на ином законном основании (дарение, наследование и т.п.).

При создании новой иностранной организации, внесении вклада в уставный фонд уже созданной иностранной организации разрешение Нацбанка требуется в случае, если резидент Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд нерезидента вносит денежные средства (иностранную валюту, белорусский рубль).

Обращаем внимание, что разрешение Нацбанка необходимо получить до момента проведения резидентом Республики Беларусь расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям 1 . Следовательно, если законодательство иностранного государства, на территории которого создается иностранная организация, допускает формирование уставного фонда в течение определенного срока после государственной регистрации такой организации и это определено в ее учредительных документах, разрешение Нацбанка можно получить после создания организации, но до внесения денежного вклада в уставный фонд.

Не требуется разрешение Нацбанка, если в качестве вклада в уставный фонд резидент Республики Беларусь вносит имущество либо имущественные права, поскольку в этом случае валютная операция в принципе отсутствует. Так, согласно статье 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными операциями являются сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте, а также сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях. Следовательно, разрешение Нацбанка не требуется, если, например, белорусский инвестор создает на территории Российской Федерации организацию и в качестве вклада в уставный фонд вносит имущество.

При покупке акций либо доли в уставном фонде иностранной организации у нерезидента разрешение Нацбанка необходимо получить, так как указанная сделка предусматривает использование денежных средств. Заключая договор купли-продажи, рекомендуем предусмотреть такие сроки расчетов, чтобы резидент Республики Беларусь имел возможность получить разрешение Нацбанка до проведения платежей по сделке. Поскольку и в этом случае разрешение Нацбанка должно быть получено до осуществления расчетов. Таким образом, факт заключения договора купли-продажи акций, доли в уставном фонде иностранной организации, расчеты по которому еще не произведены, и внесение изменений в учредительные документы этой организации, связанных со сменой состава ее участников, без получения разрешения Нацбанка не является нарушением белорусского валютного законодательства.

Основание для привлечения к административной ответственности за осуществление указанной валютной операции без разрешения Нацбанка возникнет только в том случае, если именно расчеты по приобретению акций, доли в уставном фонде иностранной организации будут осуществлены без разрешения Нацбанка.

Не требуется разрешение Нацбанка, если акции, доля в уставном фонде иностранной организации приобретаются резидентом у резидента и расчеты, соответственно, осуществляются в белорусских рублях, так как в данном случае отсутствует валютная операция согласно статье 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Не требуется разрешение Нацбанка, если акции, доля в уставном фонде получены резидентом Республики Беларусь в результате дарения, наследования.

Таким образом, рекомендуем своевременно, то есть до момента проведения расчетов с нерезидентом по приобретению акций, доли в уставном фонде (акций) иностранной организации, получить разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если это необходимо.

Перечень документов, предоставляемых для получения разрешения Нацбанка, сроки и порядок выдачи разрешения установлен Инструкцией «О порядке выдачи разрешений, свидетельств о регистрации на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанной с движением капитала», утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 №15.


Порядок выдачи разрешений на проведение операций, связанных с движением капитала

Национальным банком Республики Беларусь принято постановление от 11.06.2004 № 90, которым утверждена <<< Инструкция о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь >>> , а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций (далее - Инструкция).

Принятая Инструкция - достаточно объемный, сложно читаемый нормативный акт, третья глава которого состоит практически из одних ссылок на другие пункты Инструкции. Да и по тексту новый документ очень сильно пересекается с <<< постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 >>> (далее - Постановление № 72). Причина, по которой нельзя было все вместить в один документ, не ясна.

В то же время по сравнению с <<< Правилами проведения операций, связанных с движением капитала >>> , утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 № 100 (далее - Правила № 100), Инструкция является более совершенным, более конкретным документом. Она устанавливает порядок выдачи разрешений и для физических, и для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей действуют те же условия получения разрешений, что и для юридических лиц. Рассмотрим основные положения принятой Инструкции.

Физические лица

Физическим лицам разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала, Нацбанк выдает в случаях, определенных <<< Законом Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" >>> (далее -Закон). Таких случаев несколько, и перечислены они и в Законе, и в Инструкции.

Так, разрешения физическим лицам выдаются на проведение валютных операций, связанных с движением капитала:

· по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

· приобретению ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

· приобретению в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

· размещению денежных средств в банках-нерезидентах;

· предоставлению займов на срок более 180 дней.

Выдается разрешение, как и ранее, на основании заявления физического лица с той лишь разницей, что в принятом постановлении отсутствует норма, дающая право Нацбанку дополнительно запрашивать другие документы. Аналогично и при получении физическими лицами разрешений на открытие счетов за пределами Беларуси.

Согласно Постановление № 72 физические лица имеют право открывать счета в банках-нерезидентах и в иностранной валюте, и в белорусских рублях. Разрешение необходимо получать в любом случае. Если физическое лицо - резидент проживает за границей, то разрешение не требуется.

На свой счет, открытый в банке-нерезиденте, физическое лицо может перечислить денежные средства также в безналичном порядке в соответствии с Постановлением № 72.

Движение денежных средств физических лиц в наличной форме регулируется отдельным нормативным актом, а именно постановлением Правления Национального банка и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.04.2004 № 73/38, утвердившем <<< Инструкцию о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь >>> .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Субъекты хозяйствования проводят операции, связанные с движением капитала, на основании разрешения Национального банка в регистрационном либо в уведомительном порядке. В <<< Инструкции >>> (как, впрочем, и в Постановлении № 72) содержится конкретный перечень операций, для проведения которых требуется или разрешение, или свидетельство о регистрации. Несколько сложнее для субъектов хозяйствования определиться с перечнем операций уведомительного характера.

Так, в уведомительном порядке осуществляются операции, связанные с движением капитала, за исключением тех, которые проводятся при наличии разрешения или свидетельства о регистрации Нацбанка, а также тех, которые в соответствии с Законом не требуют получения разрешения. То есть, чтобы субъекту хозяйствования определиться все-таки с тем, надо ли представлять в банк уведомление по какой-либо операции, ему потребуется затратить немало времени на сопоставление нескольких нормативных актов.

Форма уведомления прилагается к принятой Инструкции и представляется в банки до проведения платежа (если это платеж по импорту) и в течение 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на счет (если это экспортная сделка), т.е. в пределах срока установленного для представления в банк документов, подтверждающих экспортную сделку. В дальнейшем банки на основании представленных уведомлений направляют в Национальный банк соответствующую отчетность, которая, естественно, используется контролирующими органами.

Регистрационный порядок

В регистрационном порядке проводятся следующие операции:

· расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на оплату товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и датой поступления денежных средств, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление денежных средств в срок, превышающий 180 дней с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· расчеты по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на поставку товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой платежа нерезиденту и датой поступления товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Для рассмотрения вопроса о регистрации данных операций субъект валютной операции должен обратиться в Нацбанк до истечения 180 дней с начала проведения операции, в противном случае в выдаче свидетельства о регистрации будет отказано. Кроме того, на момент подачи заявления о регистрации операции предприятие должно получить разрешение Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции. Наличие данного документа является обязательным условием получения свидетельства, поскольку отсутствие его наряду с другими обязательными документами, которые требуется представлять в Национальный банк для получения свидетельства, может послужить причиной для отказа в регистрации операции.

Необходимость наличия разрешения Министерства торговли вытекает из норм Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7), в соответствии с которым экспортеры обеспечивают поступление экспортной выручки в течение 90 дней с даты отгрузки товара, а товар по импорту должен поступить в течение 60 календарных дней с даты проведения платежа. Если указанные сроки не превышают 180 дней, то согласно Указу № 7 достаточно разрешения Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции, если превышают, то их продление осуществляется данным министерством при наличии согласования с Национальным банком. Нормативными документами Национального банка процедура согласования не была определена.

Со вступлением в силу Инструкции № 90 согласование заменяется на регистрацию. В связи с этим было бы логично внести изменения в Указ № 7.

Одной из причин, по которой субъекту хозяйствования могут отказать в выдаче свидетельства о регистрации, является несоответствие проводимой валютной операции законодательству. В этом случае клиенты вообще могут оказаться в крайне безвыходной ситуации, учитывая, что оснований для того, чтобы признать факт несоответствия операции законодательству, довольно много. Причем это может быть даже совсем незначительное нарушение, которое не влияет на результат сделки. В связи с этим субъектам хозяйствования придется максимум внимания уделять оформлению контрактов, поскольку законность сделки, обусловлена, в первую очередь, условиями контракта.

Разрешительный порядок

Перечень валютных операций, проведение которых возможно при наличии разрешения Нацбанка, опять-таки содержится и в Постановлении № 72, и в Инструкции. Перечень документов представляемых для получения разрешения Национального банка, практически не изменился. Копии представляемых документов пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются подписью руководителя субъекта валютных операций и его печатью, чего ранее не предусматривалось. Кроме того, порядок получения разрешений конкретизирован, определена процедура приостановления и возобновления действия разрешения с установлением сроков для принятия Национальным банком того или иного решения.

Выдача разрешений осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Национального банка (далее - Главное управление) за подписью Председателя Правления Национального банка либо его заместителя, направляющего деятельность этого управления.

Выдача разрешений на осуществление розничной торговли, оказание туристических, страховых услуг может осуществляться также Главными управлениями по областям по месту государственной регистрации субъекта валютных операций. В этом случае разрешения подписываются начальником Главного управления по области либо его заместителем.

Расчеты по разрешению производятся только тем субъектом валютных операций, которым получено разрешение. Передача права по разрешению не допускается.

Обособленные подразделения, филиалы юридических лиц, страховые агенты - физические лица осуществляют расчеты в иностранной валюте по видам разрешенных валютных операций на основании разрешения, выданного юридическому лицу.

Национальный банк в течение 30 дней обязан рассмотреть представленные предприятием документы и выдать разрешение или дать отказ.

Существенным образом изменены основания для отказа в выдаче разрешения. Если ранее Национальный банк мог отказать в выдаче разрешения лишь в трех случаях, то в настоящее время перечень таких случаев расширен.

Основаниями для отказа в выдаче или продлении срока действия разрешения являются:

· представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

· представление им недостоверной информации;

· имеющаяся на момент представления документов информации налоговых и других государственных органов о невыполненных обязательствах, возникших в результате нарушения заявителем законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Национального банка *;

· проведение на момент обращения в Национальный банк валютной операции с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

· имеющаяся на дату обращения в Национальный банк у заявителя задолженность по платежам в бюджет и (или) государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды;

· неустойчивое финансовое положение заявителя согласно представленным финансовым документам;

· обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по причине нарушения законодательства;

· непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования);

· неисполнение предписаний Национального банка (Главного управления по области) по ранее выданным разрешениям;

· в иных случаях, установленных Инструкцией.

Следует отметить, что по причине неустойчивого финансового положения и недостаточной профессиональной подготовки кадров ранее предприятие могло не получить разрешения на розничную торговлю. Как очевидно, с принятием новой <<< Инструкции выдача разрешений на проведение любого вида операции поставлена в зависимость от финансового благосостояния предприятия >>> . Введение данной нормы вполне обоснованно, поскольку это дает возможность избежать определенного риска в нанесении финансового ущерба не только для предприятия, но и для белорусского рынка.

Для получения разрешения на проведение операций между субъектом валютных операций и физическим лицом руководитель и главный бухгалтер должны пройти тестирование в Главном управлении. Несколько изменены условия тестирования. Так, с 94 до 80% руководителю и до 84% главному бухгалтеру сокращен удельный вес правильных ответов. Количество вопросов не ограничено. Прежде был установлен минимум в размере 50 вопросов. Не допускается тестирование на бумажных носителях.

Принятой Инструкцией также предусмотрен порядок выдачи разрешений на открытие юридическим лицами счетов и в банках нерезидентах. Прежде на открытие счета Национальный банк выдавал лицензию. Разрешается открытие счетов на те же цели, что и ранее. В частности:

· для содержания за пределами Республики Беларусь представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь), филиала, торгового дома;

· содержания санаториев и иных оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;

· финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь;

· осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;

· привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;

· размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом счете в банке-нерезиденте.

Перечень документов для открытия счета и порядок выдачи разрешений остались прежними. В то же время изменены полномочия Нацбанка в части контроля за соблюдением условий разрешений. Отменена необходимость проверок предприятий по данному вопросу со стороны Главных управлений, как это было предусмотрено Правилами № 100. Кроме того, сейчас Нацбанк не имеет права требовать перевода средств на счета в уполномоченные банки ни по каким причинам, что допускалось ранее. Контроль осуществляется на основании представляемой отчетности либо другой информации, представляемой по требованию Национального банка.

До момента открытия счета, регистрации (учреждения) или покупки компании (доли) за границей, граждане Беларуси обязаны получить разрешение Национального Банка Республики Беларусь Рассмотрим в каких случаях необходимо получать разрешение НацБанка РБ при регистрации или покупке новой компании. Насколько его сложно получить. И какие последствия, если данное разрешение не получить, зарегистрировать организацию, и об этом узнает НацБанк.

Как получить разрешение НБРБ на регистрацию (учреждение) зарубежной компании?

Инструкция о порядке выдаче разрешения утверждена постановлением правления Нацбанка от 26.08.2015 №?514.

Требуется предоставить в нацбанк следующие документы:

  1. Ксерокопию паспорта учредителя заявителя
  2. Проект учредительного договора (устава) с переводом на русский язык;
  3. Ходатайство обоснование в произвольной форме

Оформление разрешения Национального Банка Республики Беларусь на покупку (доли) фирмы в иностранном государстве?

Документы немного отличаются:

  1. Ксерокопию паспорта покупателя заявителя;
  2. Оригинал или н/у копия учредительных документов (устав, учредительный договор) фирмы нерезидента + перевод на русский язык, заверенный печатью бюро переводов;
  3. Оригинал или н/у копия выписки из коммерческого регистра компании нерезидента (не старше 3-х месяцев) + перевод на русский язык, заверенный печатью бюро переводов.
  4. Договор купли продажи с продавцом юридического лица;
  5. Ходатайство обоснование в произвольной форме.

Копии документов должны быть заверены подписью заявителей. Заявление можно подать лично бросив документы в почтовый ящике в головном отделении Национального Банка, или отправить по почте заказным письмом на адрес: пр-т Независимости, 20, 220008, г.Минск, Республика Беларусь. Заявление рассматривается 15 дней. После чего получаете ответ на указанный обратный адрес.

В каких случаях могут отказать в получении разрешения НБРБ на открытие или приобретение компании?

Например, вы не предоставили договор купли продажи, или выписке из коммерческого регистра иностранной компании больше 3-х месяцев, или копии документов заверены не надлежащим образом. На второго учредителя пакет документов оказался неполным, и т.п. В письме НацБанка, направленного на ваш адрес, будут указаны причины отказа. На исправление ошибок вам дадут время, срок рассмотрения заявления продлят.

  • Некорректное ходатайство

В ходатайстве нет достаточного обоснования для выдачи разрешения НБРБ. Причины указанные не соответствуют действительности.

  • На заявителя наложено законодательно ограничение

Если заявитель находятся под следствием, ведутся судебные процессы, правоохранительными органами наложены ограничения, и НацБанку стало об этом известно, то могут выдать отказ в получении разрешения на регистрацию или покупку активов за рубежом.

Если вам нужна помощь в получении разрешения НацБанка РБ, то непременно обращайтесь в компанию сайт

Получение разрешения НацБанка РБ на регистрацию или покупку иностранной компании – 200 бел руб.

В каких случаях можно не оформлять разрешение национального банка на учреждение нерезидентной организации?

  • Если уставной фонд регистрируемой компании формируется нематериальными активами (ноутбук, телефон, автомобиль). В данном случае нет движения денежных средств за границу. И соответственно получать разрешение НБРБ не нужно.
  • Компания регистрируется без формирования уставного фонда. Некоторые формы собственности, например, частный предприниматель, могут регистрируются без формирования уставного фонда.
  • Компания имеет право не вносить денежные средства при формировании уставного фонда. Тогда у учредителя перед фирмой образуется кредиторская задолженность в размере невнесенных средств. Не все формы собственности и не во всех странах позволяют таким образом формировать УФ.
  • Если проживаете более 183 дней за пределами страны, и не являетесь налоговым резидентом Республики Беларусь. У вас должна быть долгосрочная виза или вид на жительство иностранного государства на момент покупки или регистрации компании.

А что если не получать разрешение и открыть компанию? Как НацБанк РБ узнает об этом?

Вероятно, если вы не засветитесь с вашей компанией в Беларуси – не узнает. Но если планируете вести деятельность в резидентами Беларуси, то информация может дойти до нацбанка. Национальный банк проверит вас и сообщит о данном нарушении в Налоговую Инспекцию, которая в с указом президента от 09.02.2015 №?49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций» может наложить на вас штраф в размере 50-100 базовых величин.

В белорусском законодательстве постоянно происходят либерализации: отменили ограничение на предоплату, уменьшают лимиты требования обязательной продажи валютной выручки, счета перевели на формат IBAN, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем можно будет открыть или учредить компанию без получения разрешения НацБанка РБ.

Напоминаем, в течение 5 рабочих дней после регистрации компании за рубежом в соответствии с п.п. 1.9.2. п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь необходимо уведомить налоговый орган по месту прописки. Подается заявление в произвольной форме.

Если вам нужно получить разрешение Национального банка Республики Беларусь на открытие или покупку компании (акций, паев, доли) в Литве, Латвии, Эстонии, Польше или любой другой стране, или получить консультацию по данному вопросу, то непременно обращайтесь к нашим специалистам.

Получение разрешения НацБанка РБ на регистрацию или покупку нерезидентной компании – 200 бел руб.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 27 октября 2017 г.

Совершая платежи в иностранной валюте, юридические лица–резиденты должны четко представлять, в каких случаях данные платежи разрешены, а в каких потребуют разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) на их проведение. Несоблюдение норм валютного законодательства влечет применение к нарушителю довольно существенных административных санкций. Итак, рассмотрим, в каких случаях для осуществления валютной операции необходимо получать разрешение Национального банка, а в каких платежи в иностранной валюте разрешены.

Валютные операции, для проведения которых требуется получение разрешения Национального банка

В ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) определен перечень операций, которые относятся к валютным операциям. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией. Обращаю внимание: валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей. Данной статьей Закона установлена классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям Закон относит расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст.ст.5 и 6 Закона. Согласно ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Может возникнуть вопрос: для чего так подробно описывать приведенную в Законе классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Национального банка. Если юридическое лицо–резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом–нерезидентом, то необходимо проанализировать, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст.ст.5 или 6 Закона. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. В случае отсутствия совершаемой валютной операции в ст.ст.5 и 6 Закона имеет место валютная операция, связанная с движением капитала. В соответствии со ст.10 Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила №72), установлено, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений. Однако необходимо иметь в виду Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее – Указ № 240). Указом № 240 в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставлено право Национальному банку устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя предоставленное право, Национальный банк в п. 15 Правил № 72 установил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Национального банка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Национального банка.

Если совершаемая валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, опять обращаемся к Закону. В соответствии со ст. 10 Закона резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка, если иное не установлено Законом или Президентом Республики Беларусь. Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в ч.5 ст.10 Закона. В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  1. на основании разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;
  2. без разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в ст.10 Закона;
  3. в уведомительном порядке – валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18 Правил № 72 и ст. 10 Закона).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Национального банка. В соответствии с п.18 Правил № 72 субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, в том числе на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства;
  • размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
  • предоставление займов;
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
  • получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий: – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро – 14 процентов годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях – увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции – резидентом;
    – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 процента за каждый день просрочки (3,65 процента годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;
    – в договоре между субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
    – сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;
    – исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
    – кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании договора, предусматривающего перевод долга или уступку права (требования), по условиям которого субъект валютных операций – резидент принимает на себя долг нерезидента перед другим нерезидентом либо осуществляет платеж за уступленное нерезидентом право (требование).

Таким образом, если юридическое лицо – резидент, а по терминологии Правил № 72 субъект валютных операций – резидент, проанализировав совершаемую валютную операцию, придет к выводу, что имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, следующее, что он должен сделать – проанализировать п.18 Правил № 72. В случае если совершаемая валютная операция содержится в п.18 Правил № 72, то имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая на основании разрешения Национального банка.

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Национального банка, – Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 (далее – Инструкция № 514).

Инструкция № 514 регламентирует порядок выдачи разрешений Национального банка на проведение физическими лицами – резидентами и юридическими лицами – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала: документы, которые необходимо представить в Национальный банк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа. В Инструкции № 514 определен порядок выдачи Национальным банком разрешений на использование иностранной валюты на территории Республики Беларусь, порядок выдачи разрешений на открытие резидентами счетов за пределами Республики Беларусь, регламентирован уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала.

В п.13 Инструкции № 514 установлено, что на проведение рассматриваемой валютной операции Национальный банк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям. Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п.2 Правил № 72, – момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может получить заем от нерезидента, который требует разрешения Национального банка, фактически без разрешения на момент получения. Тем не менее до совершения платежа нерезиденту, то есть до возврата займа и процентов, иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Национального банка должно быть получено. При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Национального банка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций», обращаться за разрешением до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Национального банка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Разрешение Национального банка также потребуется юридическому лицу – резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

– с юридическим лицом – резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;
– с физическим лицом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица – резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.

В рамках внешнеторговых договоров необходимо иметь в виду, что разрешение Национального банка потребуется:

  • на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178));
  • на продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп.6 и 8 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Национального банка, предусмотренных Инструкцией № 46. В случае отсутствия данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Национального банка

В соответствии с п.2 ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст.11 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Законом установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, в соответствии со ст.11 Закона запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных данным Законом и иными актами валютного законодательства.

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций – резидентами установлены:

1)В ст.11 Закона: в отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

  • привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
  • осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2) В Правилах № 72 в главе 5, которая так и называется: «Использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций – резидентами». В данной главе установлены 14 разрешенных Национальным банком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать).

3) Разрешениями Национального банка. В соответствии с подп.25.15 п.25 Правил № 72 юридические лица–резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений Национального банка.

3.1.Юридические лица–резиденты должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенных между юридическими лицами–резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях Правления и письмах Национального банка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

  • подп.25.2 п.25 Правил № 72 (банки вправе использовать в расчетах между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 17.07.2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2014 № 31-15/177 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

3.2. Национальный банк письмом от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» разрешил использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями–резидентами, между страховыми организациями–резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему–нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

3.3. Существуют еще два разрешения Национального банка. Одно из них разрешает использовать иностранную валюту между банком и клиентами (субъектами валютных операций – резидентами, физическими лицами) по сделкам, предусматривающим оказание банком услуг от своего имени и за счет клиентов по покупке, продаже облигаций, эмитированных резидентами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, и совершаемым в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2014 № 31-15/166 «Разрешение на использование иностранной валюты»), а второе разрешает субъектам валютных операций – резидентам получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами–нерезидентами (письмо Национального банка Республики Беларусь от 12.03.2015 № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте»).

4) В иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

4.1. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами». В соответствии с п.3 данного Указа Белорусская нефтяная компания вправе производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь.

4.2. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (далее – Порядок), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359. В соответствии с п.8 Порядка разрешено производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями–резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в том числе на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения.

4.3. Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В соответствии с п. 1 данного Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых данным Указом.

Таким образом, юридическому лицу–резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом–резидентом необходимо определить возможность использования иностранной валюты между ними. Для этого необходимо проанализировать ст.11 Закона, главу 5 Правил № 72, действующие разрешения Национального банка, а также иные акты валютного законодательства. Если среди всего вышеперечисленного не находим анализируемую валютную операцию, значит ее проведение без отдельного разрешения Национального банка запрещено.

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE »

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

______________________

* Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 515 "О некоторых вопросах проведения валютных операций".

** Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

*** Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

Кто должен руководствоваться документом и что он регулирует?

Инструкция № 15 распространяла свое действие на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Инструкция № 514 распространяет свое действие на субъектов валютных операций, нотариусов, осуществляющих свою деятельность в нотариальных бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Теперь и эти лица, наравне с субъектами валютных операций, получают разрешения, а также представляют в банк уведомления в установленном порядке.

Инструкция № 15 определяла порядок выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее соответственно - разрешение и уведомление). В Инструкции № 514 сделано уточнение, что она не регламентирует выдачу разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (данному вопросу посвящена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52).

Внимание! Изменилась терминология

Если в Инструкции № 15 использовалась собственная терминология, то в Инструкции № 514 установлено, что под термином "заявитель" понимается субъект валютных операций либо физическое лицо, обратившиеся в Нацбанк за получением разрешения либо за продлением сроков действия разрешения. Остальные термины, применяемые в Инструкции № 514, используются в значениях, указанных в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 2 Правил № 72.

Документы, подаваемые в Нацбанк

Для получения разрешений, не связанных с открытием резидентами счетов, заявитель в Нацбанк представляет по всем валютным операциям документы согласно перечню документов для получения разрешения, утвержденному комментируемым постановлением. Данный перечень не является исчерпывающим и по усмотрению Нацбанка может быть расширен.

Для ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установлен дополнительный перечень документов, которые необходимо представить в Нацбанк.

Для получения разрешения на проведение валютной операции, предусматривающей перевод нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), руководствуйтесь п. 6 Инструкции № 514.

Если надо получить разрешения на открытие счета, которые необходимо представить в Нацбанк физическим лицам и субъектам валютных операций, обратитесь к п. 7 Инструкции № 514.

Сроки рассмотрения сокращены

Исчисление сроков, установленных Инструкцией № 514, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Срок для выдачи разрешения уменьшен с 15 рабочих дней до 15 календарных дней. Отсчет сроков происходит с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае если будет запрошена дополнительная информация, срок выдачи разрешения (продления срока его действия) либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

Разрешения следует получать до начала расчетов

Выдача разрешений осуществляется путем направления заявителю письменного разрешения произвольной формы. Форма разрешений на открытие счета содержится в приложении 2 к Инструкции № 514.

Важно! Разрешения выдаются до осуществления заявителем расчетов по валютной операции либо до осуществления иной операции, на проведение которой испрашивается разрешение.

На что следует обратить внимание? В валютном законодательстве Республики Беларусь под расчетом понимается исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме (п. 2 Правил № 72). Что это значит и какое имеет практическое значение, рассмотрим на примере.

Пример. Разрешение должно быть получено до возврата займа

_________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".

Нацбанк выдает такое разрешение до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции. Моментом проведения резидентом расчетов с нерезидентом является момент осуществления платежа через банк нерезиденту (п. 2 Правил № 72). Это означает, что резидент может получить от нерезидента заем, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения, но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов. Иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Нацбанка должно быть получено.

Кроме того, учтите убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 "О применении норм Правил проведения валютных операций", о том, что обращаться за разрешением надо до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом.

Важно! Не допускается передача третьим лицам прав (обязанностей), предоставленных (возложенных) заявителю (на заявителя) на основании выданного разрешения.

Не забудьте, что счет разрешено открывать только на 1 год

Разрешение на открытие счета выдается на срок не более 1 года. При необходимости продления срока действия разрешения надо обратиться в Нацбанк до истечения срока действия выданного разрешения.

До даты окончания срока действия разрешения, указанной в разрешении на открытие счета (в случае непродления разрешения либо неполучения иного разрешения, предоставляющего право на открытие счета), субъект валютных операций - резидент обязан закрыть счет. Кроме того, не позднее 10 рабочих дней с даты его закрытия письмом произвольной формы проинформировать об этом Нацбанк.

Прекращение действия разрешения возможно, приостановление - нет

Важно! В Инструкции № 514 нет оснований, по которым действие разрешения может быть приостановлено.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения до истечения установленного в нем срока действия являются следующие:

Изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

Создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности (п. 17 Инструкции № 514).

О прекращении действия разрешения вас в письменном виде уведомит Нацбанк с указанием даты прекращения срока действия разрешения.

Действие разрешения прекращается без направления извещения Нацбанка в следующих случаях:

По окончании срока действия разрешения, на который оно было выдано;

При ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, смерти физического лица.

Уведомление подавайте в сроки и по форме, установленной Инструкцией № 514

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) при проведении валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, должны представить в банк уведомление по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 514. Такое уведомление заполняется до осуществления расчетов субъектами валютных операций - резидентами по валютной операции. Уведомление о проведении валютной операции, связанной с движением капитала и предусматривающей поступление денежных средств на счета субъектов валютных операций - резидентов, должно быть представлено в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счета.

Уведомление может быть подано в банк в форме электронного документа в соответствии с законодательством Республики Беларусь об электронном документе и электронной цифровой подписи.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!