Беседа о железной дороге в средней группе. По познавательному развитию

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «По рельсам мчится поезд…»

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте.

Задачи:

Воспитательная: Содействовать развитию чувства коллективизма, взаимопомощи, умения работать в группе.

Образовательные: Расширить знания детей о железнодорожном транспорте, истории развития железнодорожного транспорта. Дать знания о правилах пользования железнодорожным транспортом. Познакомить детей со знаками, сопутствующих железной дороге.

Развивающие: Закрепить знания детей о видах транспорта, о том, кто управляет этим транспортом.

Материал для занятия: костюм машиниста (фуражка, рубашка со значком)Аудиозапись «Песенка паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашково»; иллюстрации с изображением поезда современного и паровоза довоенных лет; дорожные знаки «железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»; дидактические игры

«Подбери колеса вагончикам», «Запрещается-разрешается», «Что лишнее?», игра «Почини железную дорогу», листы бумаги для рисования с нарисованными свечкой картинками (свечкография), гуашь, кисти, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, экскурсия к железной дороге, чтение художественной литературы (А.Дорохов «Шлагбаум»), просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Ход занятия:

Входит воспитатель в форме машиниста поезда.

Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня? Я - машинист поезда. А кому приходилось ездить на поезде? (ответы детей)

А вот сегодня я хотел пригласить вас отправиться в путешествие на поезде,

Но тепловоз перед долгой дорогой требует ремонта. Он отправлен в депо. Что такое депо, кто знает? (место, где ремонтируют поезда)

А вот это мой тепловоз- главный вагон поезда, в нем находится оборудование для управления целым поездом (показ иллюстрации).

Тепловоз везет все вагоны и управляет этим тепловозом машинист, то есть я.

У поездов есть своя дорога. Как она называется? (железная дорога). Правильно, по рельсам едут поезда. Посмотрите, каким был раньше

тепловоз (показ иллюстрации).

И назывался он – паровоз. В обязанности машиниста входит

правильное и точное вождение поезда.

Как вы думаете, без чего не поедет поезд? (машиниста, топлива, колес, пульта управления, тепловоза, рельсов)

Ну, если вы мне поможете в ремонте, то я с удовольствием прокачу вас на поезде. Согласны? Тогда вперед, в депо.

Дети подходят к столу с игрой «Подбери колеса вагончикам».

Посмотрите, что следует починить на поезде? (колеса)

Правильно подберите по цвету соответствующим вагончикам.

Предстоит дальняя дорога, и даже на железной дороге, как и на всякой дороге, необходимо знание правил. Вот сейчас я хочу рассказать о них.

А вы мне поможете. Я буду вам напоминать правила поведения

На железной дороге, а вы мне подсказывайте – разрешается это или

не разрешается.

Игра «Запрещается - разрешается»

Дети отвечают на вопросы словами «запрещается» или «разрешается».

  1. Переходить через железнодорожные пути по мосту (разрешается)
  2. Играть вблизи железной дороги (запрещается)
  3. Ходить по железнодорожным путям (запрещается)
  4. Входить в вагон и выходить при полной остановке (разрешается)
  5. Ездить в поезде без билета (запрещается)
  6. При движении поезда открывать двери вагонов (запрещается)
  7. Соблюдать правила железной дороги (разрешается)
  8. Ездить одному в поездах (запрещается)

Вот теперь нам можно отправляться в путь. Встанем паровозиком друг за другом. Вагончики крепко сцеплены между собой, так и мы будем крепко держать друг за друга.

Звучит «Песенка паровозика».

Дети строятся паровозиком, проходят по залу кругом.

Воспитатель объявляет станцию:

1 станция «Предупреждающая»

Дети! Машинисты поездов обязаны знать дорожные правила. Есть дорожные знаки, сопутствующие железной дороге. Вот они (показ знаков «железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом») !

Что изображено здесь? (ответы детей)

  1. Вот так знак!

Глазам не верю.

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движению

Паровое отопление?

Может быть зимою вьюжной

Здесь шоферу греться нужно?

Оказалось этот знак

Говорит шоферу так –

«Здесь шлагбаум. Переезд.

Подожди, пройдет экспресс».

(железнодорожный переезд со шлагбаумом)

  1. Если знак на переезде:

Паровоз дымок пустил –

Это значит в этом месте

Без шлагбаума пути.

Знак приказывает нам –

Посмотри по сторонам!

(железнодорожный переезд без шлагбаума)

Эти знаки предупреждают водителей о том, что вблизи находится железная дорога. И относятся они к предупреждающему виду знаков. Давайте еще раз посмотрим на них, постарайтесь запомнить их. Поедем дальше!

Построение паровозиком. Под «Песенку паровозика» проходят небольшое расстояние. Воспитатель объявляет:

2 станция «Игровая»

Вот на этой станции можно и поиграть!

Ох! Беда! Да, бывает и такое. Видно ваша помощь требуется и здесь.

Игра «Почини железную дорогу».

Видите, здесь произошла поломка железной дороги, но мы ее быстро починим. Вот это шпалы, на шпалы укладываем рельсы.

На полу разбросаны полоски картона (10Х80 см) серого и (10х50 см) коричневого цвета.

Дети складывают полоски в виде рельсов и шпал.

Молодцы! И тут управились!

Игра «Что лишнее?»

Дети на картинках из четырех видов транспорта находят один лишний вид.

3 станция «Изобразительная»

Детям предлагаются листы бумаги с изображенными свечкой картинками на тематику железной дороги

(рельсы, вагоны, знаки и др.)

У меня для вас приготовлены волшебные картинки. Для того чтобы их увидеть, мы немного поработаем. Для этого нужно закрасить их аккуратно красками.

После работы детей, рассматривание рисунков,

что на них изображено.

Расскажите, что изображено на ваших картинках? (ответы детей) Давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили (о железнодорожном транспорте, поезде) . Кто управляет поездом? (машинист)

С какими знаками познакомились? («железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

Запомните, дети, и правила поведения на железной дороге! Никогда не подходите близко к железнодорожному полотну, не играйте вблизи железной дороги. И, конечно же, никогда без родителей не садитесь в поезд! Ну, а теперь пора возвращаться!

Дети становятся паровозиком за воспитателем.

4 станция «Конечная»

Вот и добрались мы до конца нашего дальнего пути. Теперь я уверен, что вы запомнили правила поведения на железной дороге. Мне пора возвращаться, задерживаться мне нельзя. Спасибо вам за приятное путешествие. До свидания дети!

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №14 «СКАЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.НУРЛАТ РТ

Конспект игрового занятия

«По рельсам мчится поезд»

в средней группе

ПРОВЕЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ

1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ГАЛИМОВА В.Ф.


(в рамках мероприятий «Железная дорога — зона повышенной опасности»)

Цель: Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Образовательные:

  • продолжать учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя;
  • закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге.

Развивающие:

  • продолжать развивать у детей монологическую речь с помощью стихотворений.

Обогащение словаря: правила поведения, платформа, семафор.

Оборудование: детская железная дорога, макет вокзала, игрушки Заяц и Медведь, семафор, материал для поделок

Предварительная работа: заучивание стихотворений о правилах безопасного поведения на железной дороге.

Воспитатель:

О чём это стихотворение? (о правилах, о знаках)

Воспитатель: — Посмотрите, что это? (вокзал и железная дорога)

— И сегодня мы поговорим о правилах поведения и безопасности на железной дороге. Посмотрите на макет вокзала и железной дороги. А я вам расскажу историю про маленького зайчика Кузю.

«Жил-был зайчик Кузя. Жил он в красивом лесу. И вот однажды он получил письмо от зайчика Яши, который жил в городе. Яша пригласил Кузю в гости. Стал Кузя собираться в гости в город. А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге.

Вот Кузя пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит на другой стороне станции — нужно переходить через пути. Кузя прыг-прыг и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу — Волк — остановил зайчика и стал спрашивать, почему он ведёт себя так неосторожно. Зайчонок рассказал, что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести себя на вокзале.

— Давайте расскажем правила Кузе, а помогут нам в этом стихи.

Переходить через пути нужно по мосту.

Не подлезайте под вагоны!

Не устраивайте подвижных игр на платформе!

Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

Воспитатель:

II. Подвижная игра «Паровозик» (по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цели: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, пере­давать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом — мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди — паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно пере­двигаясь, произносит:

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали».
«Ш-ш-ш-ш!» — повторяют за ним дети.
Воспитатель:

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! Чух-чу!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.

Когда приедет поезд, наш Кузя уже многое знал о том, как правильно вести себя на железной дороге.

Воспитатель:

— А вы, дети, запомнили, как нужно вести себя на железной дороге?

Предлагаю сделать и для Кузи подарки — семафоры. Он покажет их зверятам в лесу и расскажет им, как нужно правильно вести себя на железной дороге.

Воспитатель предлагает детям наклеить цветные сигналы семафора на готовые силуэты, вырезанные из бумаги.

Цель:

Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Задачи:

    Учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя; развивать монологическую речь с помощью стихотворений.

    Закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге.

    Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Обогащение словаря:

Правила поведения, платформа, семафор.

Оборудование: детская железная дорога, макет вокзала, игрушки Заяц и медведь, семафор, материал для поделок

Предварительная работа: заучивание стихотворений о правилах безопасного поведения на железной дороге.

Воспитатель:

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда,

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Без правил жить на свете

Никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам

Большие поезда.

Но есть такие правила,

Упрятанные в знак,

Они нам запрещают:
"Никогда не делай так!”

О чем это стихотворение? (о правилах, о знаках)

Воспитатель: - Посмотрите, что это? (вокзал и железная дорога)

И сегодня мы поговорим о правилах поведения и безопасности на железной дороге. Посмотрите на макет вокзала и железной дороги. А я вам расскажу историю про маленького зайчика Кузю.

"Жил-был зайчик Кузя. Жил он в красивом лесу. И вот однажды он получил письмо от зайчика Яши, который жил в городе. Яша пригласил Кузю в гости. Стал Кузя собираться в гости в город. А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге.

Вот Кузя пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит на другой стороне станции - нужно переходить через пути. Кузя прыг-прыг и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу – Медведь - остановил зайчика и стал спрашивать, почему он ведет себя так неосторожно. Зайчонок рассказал, что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести себя на вокзале.

Медведь стал учить Кузю поведению на железной дороге. Кузя запомнил навсегда, запомните и вы, дети:

Давайте расскажем правила, а помогут нам в этом стихи.

Правила эти железнодорожные-

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

Эй! Не трусь, скорей за мной:

Через рельсы- по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

Нет, друзья, - ответил Дрозд,-

Безопасно- через мост!

Переходить через пути нужно по мосту.

Я в обход,- сказал Зайчишка,

Ты рискуешь жизнью, Мишка.

Вдруг объявят отправленье,

Поезд тронется, тогда-

Неминуема беда.

– Не подлезайте под вагоны!

Ребенок:

На платформе две дворняжки

Разыгрались в догонялки:

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку!

Рассердился очень папа

И детей отшлепал лапой!

– Не устраивайте подвижных игр на платформе!

Ребенок:

Жарко в вагоне, проветрюсь немножко,-

Высунул Ослик голову в окошко.

Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка ты на место, - сказал проводник,-

Впредь так не делай, Ослик, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

– Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

Ребенок:

Стой! Куда же ты, приятель?

Посмотри на указатель:

Это значит: по настилу

И ежу и кракодилу

Разрешается пойти.

Только прежде нужно нам

Посмотреть по сторонам!

– Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

Ребенок:

На железной дороге два братца

Захотели друг с другом подраться:

Забодаю! –мычит Белолобый.

Черно-белый мычит: -Ну, попробуй.

Поскорее с железной дороги!

Хорошо, что вмешалась Сорока:

Все могло бы закончится плохо!

– Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

Ребенок:

На перроне теснотища,

Жеребенка Лошадь ищет:

Где ты, серый Жеребенок,

Не послушный мой ребенок?

Он за маму не держался,

Потому и потерялся.

– На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

Воспитатель:

Правила запомни-

В тайне не держи:

Всем друзьям, знакомым

Знаешь – расскажи!

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

    Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – там, где есть специальный настил.

    Стоять на краю платформы очень опасно - может затянуть под проходящий поезд.

    Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.

Когда приедет поезд, наш Кузя уже многое знал о том, как правильно вести себя на железной дороге.

Воспитатель:

А вы, дети, запомнили, как нужно вести себя на железной дороге?

Предлагаю сделать и для Кузи подарки – семафоры. Он покажет их зверям в лесу и расскажет им, как нужно правильно вести себя на железной дороге.

Воспитатель предлагает детям наклеить цветные сигналы семафора на готовые силуэты, вырезанные из бумаги.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» открытого общества «Российские железные дороги»

Конспект интегрированной

образовательной деятельности

«Разные поезда»

(средняя группа)

Провела воспитатель Герасимова Ольга Николаевна

2012 год

Цель : расширять знания детей о железной дороге.

Программное содержание:

Задачи образовательной области «Познание»:

Закрепить представление детей о видах железнодорожного транспорта;

Рассмотреть в сравнении 2 поезда: пассажирский и грузовой;

Обобщить знания детей о назначении различных вагонов грузового поезда, грузах, ими перевозимых;

Задачи образовательной области «Коммуникация»:

Пополнить словарный запас детей словами: цистерна, вагон-платформа, шлагбаум;

Учить детей строить предложения, выражающие правила поведения на железнодорожном транспорте;

Задачи образовательной области «Художественное творчество»:

Упражнять детей в вырезании круглых форм из квадрата путем скругления углов;

Задачи образовательной области «Социализация»:

Закреплять умение детей работать дружно для создания коллективной работы;

Способствовать развитию любознательности;

Воспитывать вежливое, культурное поведение на железнодорожном транспорте.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о железной дороге;

Беседы с детьми о железнодорожном транспорте, профессиях железнодорожников;

Подвижная игра «Паровозик», сюжетно-ролевые игры «Путешествие на поезде», «Переезд», «Машинист», игры из строительного материала на железнодорожную тематику;

Загадывание загадок, чтение стихов, литературных произведений о железной дороге (С.Я.Маршак «Багаж», цикл рассказов «Железная дорога» Б.С.Житкова).

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Презентация с иллюстрациями поездов, вагонов, картинки на правила поведения на железнодорожном транспорте;

Дидактическая игра «Собери поезд»;

Дидактическая игра «Каждому вагону свой груз»;

Фланелеграф, мольберт;

Панно для коллективной аппликации «Зимняя железная дорога».

Раздаточный материал:

Заготовка из цветной бумаги размером 7х12 по 1 шт. на каждого ребенка;

Квадратик черной бумаги размером 3х3 по 4 шт. на каждого ребенка;

Ножницы, клей, подставки под кисточки, кисточки, тряпочки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А сейчас отгадайте загадку (слайд№1):

Что за чудо? Вот машина! Сто колес, а где же шины?

По стальной дороге мчится, приглашает прокатиться (слайд№2).

Познавательное развитие.

Беседа о железнодорожных составах с показом иллюстраций.

Как вы думаете, поезда все одинаковые или нет? (Нет ). Правильно, все поезда отличаются друг от друга. Одни везут людей, другие – грузы (слайд № 3,4), пожарные, ремонтные (слайд № 5, 6).

Какие поезда везут людей? (пассажирские ) (слайд № 7).

Ребята, кто из вас ездил на пассажирском поезде? (Ответы детей ).

Куда вы ездили на поезде? (к бабушке, на море, на юг, в Москву, на елку ).

Что можно делать в поезде? (сидеть, лежать, спать, кушать, играть, смотреть в окно).

А сейчас давайте посмотрим, что находится внутри вагона. (слайд № 8, 9, 10, 11).

А что еще может перевозить поезд? (различные грузы ).

Как называется поезд, который перевозит грузы? (грузовой ). Грузовой поезд перевозит разнообразные грузы, поэтому и вагоны у него различные. (Рассматривание вагонов грузового поезда и называние их: закрытый вагон, открытый вагон, цистерна, вагон-платформа) (слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Так чем же отличается пассажирский поезд от грузового? (пассажирский поезд везет людей, в нем можно сидеть, спать, есть проводница; а грузовой – различные грузы, он состоит из разных вагонов)

Чем похожи грузовой и пассажирский поезд? (В составе много вагонов, главный вагон – локомотив, управляет поездом – машинист, поезда едут по рельсам).

3. Проблемная ситуация.

Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит фланелеграф. На нем выложены 2 поезда, но вагоны пассажирского и грузового поезда перепутаны.

Ребята, дети из ясельной группы хотели собрать поезда и перепутали все вагоны. Давайте поможем малышам правильно собрать поезда.

4. Дидактическая игра «Собери поезд».

Дети собирают 2 поезда. Нужно правильно выложить вагоны, чтобы получилось 2 поезда: пассажирский и грузовой.

Здесь изображены различные грузы, которые могут перевозить грузовые поезда. Нужно распределить грузы по вагонам.

5. Дидактическая игра «Каждому вагону свой груз».

На столе разложены картинки с изображением различных грузов, на фланелеграфе выложен грузовой поезд, состоящий из разных видов вагонов. Дети должны разложить все грузы по соответствующим вагонам.

(Дети выполняют задание игры).

6. Динамическая пауза. Физкультминутка «Поезд»

Еле – еле, еле – еле от вокзала поезд едет.

Средь лесов и средь полей мчится поезд все быстрей.

(Дети встают друг за другом, держась за плечи, двигаются сначала медленно, постепенно убыстряя темп ходьбы)

6. Познавательное развитие.

Обобщение знаний детей о правилах поведения на железнодорожном транспорте.

Сейчас мы с вами вспомним правила поведения на железнодорожном транспорте.

Нельзя бегать, кричать, приставать к другим пассажирам в вагоне. (слайд № 18)

Кушать в вагоне нужно аккуратно, не сорить, после еды собрать весь мусор. (слайд № 19)

Нельзя ничего выбрасывать в окно. (слайд № 20)

Бросать мусор нужно в мусорные ящики. (слайд № 21)

Нельзя высовываться в окно во время движения поезда. (слайд № 22)

Нельзя ходить по путям. (слайд № 23)

Нельзя оставлять свои вещи на путях и играть около железной дороге. (слайд № 24)

Нельзя лазить под вагонами. (слайд № 25)

Детям нужно всегда держаться за руку взрослого. (слайд № 26)

Переходить железную дорогу нужно по мосту или по специально отведенным переходам, если не видно поезда. (слайд № 27,28)

Нельзя подлезать под шлагбаум, если он опущен. (слайд № 29)

Сейчас ребята прочитают стихотворение «Переезд», которое написала Наталия Кнушевицкая. (Дети читают стихотворение ) (слайд № 30)

Поезд мчит по рельсам скоро,

Слышен стук его колес.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!