Логотерапия – что это, основные принципы, методы, техники и упражнения. Логотерапия франкла В чем главная идея логотерапии

«Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 года. Известен как один основателей экзистенциальной психотерапии, автор логотерапии (терапии поиском жизненного смысла) или Третьей венской школы психотерапии.

Первой считается школа классического психоанализа Зигмунда Фрейда, а второй - школа индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Будучи еще школьником, Франкл переписывался с Фрейдом, и, окончив школу, послал ему статью, которая была опубликована в Международном Психоаналитическом журнале. Надо сказать, что преклоняясь перед Фрейдом, Франкл одновременно интересовался и идеями Адлера и даже стал активным членом Общества индивидуальной психологии, однако после нескольких критических выступлений в адрес адлерианцев, ушел оттуда в 1927 году. После этого, в его дальнейших трудах Фрейд и Адлер стали оппонентами.

Кроме того, на Франкла оказали влияние экзистенциальные философы: Керкъегор, Ясперс, Шеллер, Ницше, Достоевский и другие. Экзистенциалисты (от слова exist - сущность, существовать) всегда интересовались проблемами сочетания высшего и индивидуального смысла существования человека. Этот интерес нашел свой отклик во время и после Второй мировой войны, показавшей зыбкость культурных и нравственных ценностей и самого существования человечества. Философские идеи органично переплелись у Франкла с фрейдовскими и адлеровскими.

Франкл с самого начала хотел стать врачом. Его интересовала невропатология, в чем сказывалось явное влияние Фрейда, который, как мы знаем, невропатологом (нейрофизиологом) по первому образованию. В результате Франкл становится Доктором медицины и работает в клинической психиатрии. Это о «корнях» его учения.

Не меньшее влияние на формирование его научных идей оказала и личная биография. Судьба Виктора Эмиля Франкла интересна и трагична.

К созданию теории логотерапии и экзистенциального анализа Франкл пришел в результате поиска собственного жизненного смысла. В молодости он пережил кризис веры, но не только веры в Бога, а и веры в себя, в друзей, в общество, в смысл жизни. У Франкла была долгая глубокая депрессия - полное ощущение безысходности и отсутствие смысла жизни. Пройдя через отчаянье, ощущение бессмысленности бытия, нигилизм, внимательно и глубоко изучив Фрейда, Юнга, Адлера и других психологов и философов, и увидев, что потеря веры свойственна не только ему, но и очень многим людям, Франкл сумел выработать иммунитет против нигилизма, и стал учить других находить выход из подобных кризисных состояний. Так возникла ло- готерапия Виктора Франкла.

Слово «логос» имеет семь переводов и первый, самый емкий, означает «высший, божественный смысл», знание, изначально присутствующее во вселенной, как говорил Кант "априорная трансценденция". Таким образом «логотерапия » в данном случае трактуется, исходя именно из "высшего смысла", "знания", "идеи".

Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу , а с другой - поведенческой психотерапии, не отрицая их, а придавая главное значение обретению человеком смысла своего существования, без которого, по мнению Франкла, никакие психотехники не излечат от невротических зависимостей.

Получив медицинское образование, Франка в 1928 году открывает первый из Центров консультирования молодежи в Вене, функционировавших до 1938 года. Его идеи находят отклик среди коллег, понимающих, что молодежи не хватает консультирования именно по проблемам поиска жизненного смысла, многие психотерапевты и психиатры присоединились к такой деятельности Франкла. В 1930 году он становится доктором медицины. С 1938 по 1942 гг., работая профессором и консультируя в нейропсихиатри- ческой клинике при Венском Университете, Франка постоянно проводил научные исследования. Тогда же он начал писать черновик своей первой книги.

А потом началась Вторая Мировая война. К тому времени Франка был уже достаточно авторитетен и ему предложили уехать в Америку на хорошо оплачиваемую работу. Но его родители, несмотря ни на какие доводы о фашистской опасности переезжать отказались. И Франкл остался с ними, надеясь, что его авторитет и престижная должность в нейропсихиатрической клинике, несмотря на национальность, смогут спасти семью от концлагеря. Но он ошибся. В результате с 1942 по 1945 гг. - он прошел пять концлагерей, в том числе Освенцим и Дахау, потерял и родителей, и брата, и жену. Выжить удалось только его сестре и ему самому.

С точки зрения обывателя Франкл сделал неправильный выбор: «и родителей не спас и себя подверг многолетним страданиям». Но только не с точки зрения самого Франкла. У человека с обостренным чувством совести, религиозности («чти отца своего») и высшего смысла жизни в такой ситуации не было выбора. По сравнению с мучениями в концлагерях, мучения его совести были бы намного сильней от одной мысли: «а вдруг, останься я с ними, я смог бы, учитывая мой авторитет, спасти их...». И это «а вдруг...» отравило бы ему всю оставшуюся жизнь, и к тому же он вряд ли достиг бы такой мировой известности и возможности помогать миллионам людей, если бы не его знаменитая книга «Психолог в концлагере», где теоретические положения логотерапии нашли конкретное практическое воплощение.

В концлагерях он, как и все узники, много и тяжело работал: рыл окопы, клал рельсы. И только в самом конце войны Франклу дали возможность поработать врачом. Это было для него как для психолога огромнейшим опытом, который он изложил в упомянутой книге «Психолог в концлагере».

Именно в лагерях он обратил внимание, что в таких невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, чем просто выживание. Как здесь не вспомнить апостолов Христа, 10 из которых погибли за веру, протопопа Аввакума, Николая Островского, Эрнста Тельмана и многих других людей, смысл существования которых был в беззаветном служении идеям (о ценностях которых можно спорить, но для них этих сомнений не существовало и именно это делало для них страдания, непосильные для обывателей, не только ничтожными, но и возвышенно-экстатическими). Эти люди, говоря словами Ницше, «превращали трагедию в триумф». (Ведь Ницше тоже относится к философам-экзистенциалистам).

Франкл часто приводил другую цитату из Ницше: "Тот, кому есть для чего жить, сможет выдержать почти любое как".

В частности самому Франклу помогли выжить не только долг врача («помо

гать другим»), но и ненависть к фашистам. Важным «подспорьем» оказалось то, что фашисты нашли и сожгли уже почти законченную им книгу, в которой он описывал свой бесценный трагический опыт и учил людей выживанию в невыносимых условиях. Эта акция настолько задела его, что он поставил себе целью, во чтобы то ни стало, восстановить сожженную книгу и даже сделать ее еще лучше. И ему это удалось. Его книга «Психолог в концлагере», изданная сразу после войны моментально и триумфально разошлась по всему миру тиражом в два с половиной миллиона экземпляров и принесла Франклу невиданную популярность.

По окончанию войны в 1946 году Франкл становится заведующим неврологическим отделением больницы в Вене. С 1947 года преподает психиатрию и неврологию в Венском Университете, становится Доктором философии и возглавляет Австрийское общество врачей-психотерапевтов. С 1955 г. - профессор неврологии и психиатрии Венского Университета. В 40-е годы, после публикации и перевода на английский язык его книг, главные из которых: «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии», « Человек в поисках смысла: введение в логотерапию», «Психотерапия и экзистенциализм», «Подсознательный бог:

психотерапия и теология», «Неслышный крик смысла: психотерапия и гуманизм», Франкл стал всемирно известен. И будучи почетным и приглашенным профессором в Стенфорде, Гарварде и других престижных университетов читал лекции по всему миру: ЮАР, Австралия, Азия, Африка. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»,- говорил Франкл.

В 50-60 гг. он констатирует распространение утраты смысла жизни и приводит статистику, подтверждающую, что такая утрата приводит к наиболее распространенной

трагической триаде - депрессия, наркомания , включая алкоголизм, и агрессия. Если по Фрейду, агрессию порождают подавленные, неразрешенные сексуальные инстинкты, то Франкл считал, что не меньшую агрессию вызывает и отсутствие смысла жизни. Он говорил: «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать».

Франкл считает,что около восьмидесяти процентов алкоголиков и ста процентов наркоманов - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум - внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни.

Надо сказать, что экзистенциальный вакуум, сам по себе, не невротический, но конечно, является зоной риска. Он может приводить, и чаще всего приводит, к так называемым, ноогенным неврозам.

Ноогенный невроз - это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связано с разрушением ценностей и традиции (революция, дискредитация религии, «перестройка», словом, древнекитайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»).

Для человека в отличие от животных традиции и моральные ценности очень важны, и их разрушение и дискредитация приводит к потере высокого смысла жизни и к редукционизму (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских). В связи с этим Франкл вводит еще один термин "экзистенциальная фрустрация". Фрустрация - это определенное крушение планов, невозможность их осуществить. В данном случае экзистенциальная фрустрация - это блокировка на пути к поиску смысла. Существует несколько видов блокировки: апатия, скука, вялость, лень.

Еще Юнг утверждал, что все его пациенты после 35 лет так или иначе страдали от отсутствия веры (смысла жизни) и не обретали душевного равновесия пока не находили свою веру. Франкл показывает, что эта вера может быть не только религиозной, но и обретением любого другого трансцендет- ного (то есть вырвавшегося из «камеры-одиночки» мелкого эгоизма) смысла жизни. Франкл утверждает, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений.

С позиции классического психоанализа, как и его оппонента - бихевиоризма, люди достаточно жестко детерминированы: по Фрейду - различными биологическими потребностями, в бихевиоризме - «стимул- реакциями». Следовательно, для личной свободы, а значит и ответственности, места почти не остается. Экзистенциалисты с этим принципиально не согласны. Они считали, что человек обладает свободной волей, хотя и признают определенные биологические и социальные ее ограничения. Франкл называет это свободой человека в пространстве, ограниченном смертью и судьбой. Как же связываются понятие личная ответственность и судьба, которая, казалось бы, уже все решила за нас?

Мне кажется, что под судьбой можно понимать определенное потенциальный путь развития индивидуума внутри общей программы развития человечества и природы в целом. Он не может быть жестко детерминирован, поскольку жизнь есть творчество (Бог - творец), а значит поиск с правом на эксперименты и ошибки. Какое-то количество растений, животных, людей погибает, какое-то выживает, но общий прогресс очевиден, иначе жизнь бы давно прекратилась. Таким образом, индивидуальный путь (судьба) это как бы поток, ограниченный определенными берегами (наследственно- биологических, социальных условий), но в этом потоке один может сразу погибнуть, а другой проплывет долгую жизнь и зависеть это будет не только от случайностей, но и от мастерства, опыта и внимательности пловца. То есть, несмотря на неизбежные случайности у опытного, хорошо тренировавшегося (учившегося), умеющего выплывать (выживать, терпеть, ладить с людьми) в разных условиях пловца значительно больше шансов проплыть (прожить) дольше, полезнее и интереснее. Вот это и предполагает сочетание судьбы с индивидуальным смыслом жизни и ответственности:

Бихевиорист сказал бы:

Посеешь поступок - пожнешь привычку - посеешь привычку - пожнешь характер -

посеешь характер - пожнешь судьбу.

Экзистенциалист добавит:

Достойная Цель, как смысл жизни.

Иначе даже эта прекрасная пословица не принесет тебе счастья. Ибо «Не бывает попутного ветра у того, кто не знает куда плыть».

Экзистенциалисты очень большое внимание уделяют смерти. Франка это понятие считает исключительно важным для обретения жизненного смысла. Такой подход не нов. Например, древние греки, советовали периодически повторять про себя «Memento mori» (Помни о смерти!) не для огорчения, а для ощущения ценности каждого мгновения жизни, умения ценить ее, спрашивая себя: «не трачу ли я ее по пустякам?», «Не гонюсь ли за ложными ценностями», «Не треплю ли нервы себе и любимым из-за ерунды?».

Я назвал это ММТ (мементо-мори-терапией), так как термин тана- тотерапия (терапия смертью используется в доведении человека почти до ощущения клинической смерти с целью изменения состояния сознания). В ММТ я советовал своим ученикам в моменты печали и тревоги, спокойно лечь и представить, что тебе осталось жить одну минуту. Суетится поздно, изменить уже ничего нельзя, надо принять это как факт и приготовиться достойно уйти. И тут, успокоившись перед неизбежностью, начинаешь понимать, что тебе совсем не страшно, напротив, ты как бы освобождаешься от всех забот, тревог, страданий и входишь «кайф» вечного покоя. А после этого, поняв, что ты не боишься смерти, скажи себя: «Так чего же я боюсь в этой жизни, если я смерти не боюсь?».

Я даже написал себе и другим такую памятка-камертон:

Не боящийся смерти - ничего не боится, если помнит, что он - «Не боящийся смерти».

Когда человек говорит, что он боится не смерти, а за судьбу детей, дела и т.п., он, по-своему прав, однако корнем-первопричиной всех остальных страхов является генетически заложенный страх смерти, остальные - производные от него. И если страх смерти преодолен, то остальные страхи превращаются в заботы, с возможностью их рациональной терапии.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жизненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека (то есть выходом за пределы индивидуально-эгоистического Я). Человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Д переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудничество, на практическую помощь другим.

Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем «наружу» (на активную полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психологически здоровым он становится. Пифагор говорил: "Не ищите счастья - оно в Вас". Истинное человеческое счастье о можно ощутить, только выйдя за пределы своего "Я". Помните, у Адлера: "Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и начни ему помогать" или «тот, то постоянно сотрудничает с другими никогда не станет невротиком».

Так, что «Твоя любовь к другим нужней тебе, чем им!», потому что, помогая другим, делая общее дело, вы высвобождаете колоссальную энергию, которая была до этого заперта где-то внутри и в основном шла на саморазрушение: на бесполезные невротические переживания и конфликты «недооцененного Я». Это неизбежно происходит пока вы находитесь в экзистенциальном вакууме (отсутствии достойного жизненного смысла жизни) и в свою очередь не дает заполнить этот вакуум, упорно защищая свою неправоту как и любой невроз. Психоаналитики называют это механизмами защиты Я , а Франкл - способами поддержания экзистенциального вакуума , которым он относит в первую очередь: подавление, уход от ответственности, недостаточное внимание самотрансценденции (попыткам найти высший, или по крайней мере, более высокий смысл своего существования, чем мелко-эгоистические цели и страдания от их недостижения).

Таким образом, лечение человека сводится к выводу его из экзистенцио- нального вакуума, т.е. к постановке более высоких жизненных целей и формированию ответственности перед собой.

Франкл ввел в психотерапию ряд принципиальных понятий например, «медицинское пастырство» - помощь людям найти смысл при соматических психозах. Он, почти как Чехов, говорил, что есть какой-то высший, не доступный человеческому уму, смысл в страдании («Кажется еще немного и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем...»). Многие люди в какой-то мере даже любят страдания или преклоняются перед ними. И это не болезненный мазохизм, а здоровая душевная потребность принять жизнь «полной грудью» со всеми ее чувствами и переживаниями, а не прятаться от них, так как выдавленные из сознания они начнут свою разрушительную работу в подсознании и вернутся в виде конфликтов и неврозов. Пушкин писал: «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать». А невротик так старается спрятаться от малейших страданий, что само это прятание (причем, безуспешное) причиняет ему страдания.

Многие покланяются Христу именно за его страдания, идентифицируются с ним, и на более высоком уровне переживают свои страдания и обретают очищение (катарсис - «очищение через страдание»). Значит, есть в этом какая-то ощутимая в нем потребность. Логотерапевт должен помочь человеку когда человек вынужден страдающему человеку найти в этом высший смысл очищения, переосмысления жизненных ценностей, поиска новых путей. Ведь страдание духовное как и физическое, показывает что что-то не в порядке и это надо либо философски принять, либо наметить четкую стратегию изменения обстоятельств и отношений к ним.

Помните древнюю мудрость:

Боже дай мне силы изменить то, что я могу,

Дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить.

И дай мне мудрость отличить первое и второго».

В этом и оказывает помощь логотерапевт с добавлением того, что даже то, «что я не

могу изменить» терпеть можно по-разному (унизительно и возвышенно), но для это надо знать «зачем живешь, зачем страдаешь...».

Надо сказать о еще двух известных методах логотерапии.

Это - парадоксальная интенция (парадоксальное намерение) и дерефлексию (то есть противодействие рефлексии, как бесполезному самокопанию). Эти методы в основном применятся при преодолении неврозов, навязчивых состояний и фобий (навязчивых преувеличенных страхов). Считается, что классические характеристики механизмов образования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно их дополняет. Процесс формироания фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, и так часто думает об этом, то сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и становится.

(На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.) Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать, как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Этот метод широко применяется в современной психотерапии и консультировании под названием пародоксалъная интенция (от слова intention - намерение).

Например человек страдающий кардиофобией объявляет, что ровно через 15 минут с ним случится инфаркт или боящийся ездить в метро, что с ним случится что-то жуткое на первой же станции. Сначала их кто-то сопровождает, затем они начинают убеждаться в необоснованности своих страхов и постепенно уменьшать и даже высмеивать их. Процесс это далеко не разовый и требующей от психотерапевта и его клиента большого терпения и готовности пройти путь эксперимента до конца, иначе и начинать не надо, так как страх лишь усилится.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла - дерефлексия , то есть преодоление рефлексии - болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используется при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригидности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно наблюдет себя как бы со стороны, анализирует свои огцущения с опасением того, что у него ничего не получится. Франкл ссылается на многие практические примеры. Вот один из них:

"... женщине, озабоченной своей фригидностью, было сказано, что курс лечения будет проводиться через 2 месяца, пока же не следует думать о своей проблеме, а во время интимных отношений уделять больше внимания партнеру. Случилось то, что пациентка пришла не через 2 месяца, а через 2 дня - полностью исцеленная. Таким образом, простое переключение внимания с себя на партнера, дерефлексия, ведет к здоровью и счастью».

Нечто похожее происходит с актерами и ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на публику, рефлектируют во время выступлении, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики, а порой и нить выступления. Простое переключение внимания с себя на публику, на то, чтобы донести до зрительного зала смысл выступления, самоотдача делают выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики”. (Цит. По Н.Линде). Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию ), полное самозабвение и самоотдачу.

Учитывая выявленные Якобом Морено возможности более полного и спонтанного самораскрытия индивидуальностей через психодраму , Франкл успешно использует логодраму. Однако задачей логодрамы является поиск и выделение положительных жизненных смыслов через ролевую игру, тогда как психодрама Морено, направлена на катарсическое отреагирование подавленных отрицательных эмоций.

Так же и анализ сновидений , который психоаналитики проводят с целью выявления глубоких причин неврозов, Франкл использует для поиска истинных (пока скрытых) жизненных смыслов в процессе позитивного обсуждения сновидений со своими клиентами.

В заключение нашей краткой беседе о Викторе Франкл, нельзя не привести его фразу, которая на первый взгляд кажется странной для такого великого гуманиста:

«Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди всегда будут оставаться в меньшинстве. Но именно поэтому каждый порядочный человек чувствует в себе вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи, но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы их улучшить».

Но Франкл выстрадал право на такой взгляд, который он называет трагический оптимизм, призывающий любить не выдуманных, а реальных людей и стараться помочь им даже не ожидая наград и благодарностей. Вспомним Святого Франциска:

«Боже пошли мне искать, чтобы я любил, а не чтобы меня любили».

Наверно это и есть настоящая христианская, а не рыночная любовь («А ты меня?», «А то не буду любить!»).

И все же Виктор Франкл не был обделен любовью и благодарностью людей. Он признанный автор Третьей венской школы психотерапии (вслед за школами Фрейда и Адлера). Его книги изданы миллионными тиражами, а д логотерапия именно потому не часто упоминается, что давно переросла отдельное направление и стала синонимом всей экзистенциальной и позитивной психологии и применятся психотерапевтами практически всех школ.

РЕЗЮМЕ:

Главная цель логотерапии при наличии экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов - найти смысл, «выход-вектор-стрелу», прорывающую «скорлупу» эгоцентризма - он лопается и весь мир - твой. То есть ты - Его, а Он - твой. Всё взаимно - синхронность существования вселенной - везде ищи обратное, противодействие, «теле» (его не может не быть).

Логотерапевты - воспитатели ответственности.

Методы фокусировки на смысле:

  • - обучение принятию ответственности за свой смысл (а не по-солдатски, - что прикажут), пониманию «голоса» собственного сознания;
  • - постановка вопросов о смыслах, увеличение количества потенциальных источников смысла;
  • - анализ сновидений;
  • - извлечение смысла в ходе сократического диалога;
  • - использование логодрамы;
  • - предложение новых смыслов.

Поиск смысла жизни не должен идти до ипохондрического самокопания и невроза с чувством «обреченности на нереализацию»).

«Первичная сила в жизни» - бессознательное стремление к самоактуализации. За пределами «Я» (трансценденция) включаются метафизические закономерности.

Сознание - этический инстинкт (совесть - голос трансцендентности духовного подсознания).

Сознательность. Быть человеком значит быть сознательным, ответственным, но различным (живым, а не ригидным невротиком). Ответственность в пределах ситуаций и возможностей. «Свобода воли в пределах смерти и судьбы». Люди сдерживаются био-, соц- ограничениями, но в их пределах они каждый

момент могут выбирать и обязаны отвечать за свой выбор, а не оправдывать его внешними обстоятельствами (Булгаков: «На собачьем месте - собака»).

Духовное ядро не поддается полному самоанализу (психоанализ) и больше проявляется в деятельности (бихевиоризм - «По делам их судите их»).

Любовь и искусство - соединение сознания и бессознательного.

Самотрансценденция - выход за пределы своего эгоистического Я - от которого все несчастья невротика («Себялюб не кому не люб » и обречен не страдания от «нелюбви» других). Поиск Высшего смысла, но цепочка начинается с первого шага выхода из скорлупы эгоизма к ближнему.

Источники смысла. Человек живет полноценно, делая общее дело, переживая ценности, любя, радуясь и страдая (Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»).

Смысл в работе, безработица, депрессия.. .Экзистенциальный вакуум.

Смысл в любви. Любовь выше секса, так как более постоянна. Уметь любить реальную, а не выдуманную или желаемую личность, но при этом видеть ее потенциал и стимулировать его реализацию.

Любовь - главный смысл жизни, но если он эгоистична и закрывает остальные стороны жизни, то неизбежно переходит в невроз и страдания для себя и других.

Смысл в прошлом. Золотой резерв памяти. Осмыслить даже ошибки, поблагодарить судьбу («Не говори с тоской «их нет», а с благодарностию - «были»). Не имея запаса памяти добрых дел и встреч к последнему возрастному кризису (по Эрику Эриксону) человек приходит с ощущением катастрофы, которую уже не поправить (Спешите делать добрые дела и любить, любить, любить...).

Сверхсмысл страданий и смерти. Люди не способны понимать предельный смысл человеческого страдания. (Чехов".«Кажется еще немного и мы поймем зачем живем, зачем страдаем ...»).

Трагическая триада: боль, вина, смерть.

Если нельзя избежать, то можно изменить отношение к ним и даже увидеть высший философский смысл («Если боль и страданья сопутствуют смерти, это вол судьбы благодетельной, верьте»).

Страдания Христа и мучеников облегчают страдания миллионов людей. Страдания за веру, идеи, высокие цели - превращение трагедии в триумф.

Еете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить деянием, либо терпением».

Смысл смерти. Девиз древних «Memetnto mori» (помни о смерти) не

пессимистичен. Он напоминает об ответственности за каждый миг жизни, о ценности времени: не откладывай добрых дел, не трать время силы и нервы по пустякам.

Экзистенциальная фрустрация порождает апатию, скуку, пассивность. Ставьте себе и клиентам «адреналиновые» цели, когда уже сама цель выплескивает в кровь адреналин и делает жизнь осмысленной (по крайней мере, на этапе борьбы за цель).

ПРАКТИКУМ.

Логотерапевты не имеют такой четой схемы работы с клиентами как школы поведенческой терапии. Их оппоненты считают это минусом, затрудняющим создание единой системы подготовки психотерапевтов.

Однако сами экзистенциалисты считают это своим плюсом - они принципиально отходят от схем и диагнозов, чтобы не потерять за ними уникальную неповторимость каждого человека. Соответственно, этапы работы и их содержание у логотерапевта определяются не жестко, а творчески приспосабливаясь к разным клиентам, проблемам и ситуациям. Логотерапевты являются в психотерапии не «технарями», а философами. Естественно не каждый к этому предрасположен. Да и далеко не всем клиентам нужен такой подход. Однако важность учета философии каждого человека и работы и поиска более высоких смыслов существования, учитываются творческими псхотерапевтами всех направлений.

Поэтому, не ждите готовых рецептов, а попробуйте творчески развить основные положения и условные этапы логотерапии и наполните их конкретным содержанием работы над вашими проблемами или проблемами своих клиентов:

  • - Гуманные отношения.
  • - Диагностирование состояния экзистенциального вакуума.
  • - Углубление экзистенциального осознания.
  • - Объяснение.
  • - Предложение «максим» (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения).
  • - Использование сравнений.
  • - Фокусирование на поисках смыслов.
  • - Оказание клиентам помощи в осознании важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла.
  • - Оказание клиентам помощи в выслушивании ими голоса своего сознания.
  • - Постановка перед клиентами вопросов о смысле.
  • - Увеличение числа источников смысла.
  • - Выделение смысла через сократический диалог.
  • - Выделение смысла в логодраме.
  • - Предложение смысла (смыслов).
  • - Анализ сновидений (для поиска смыслов).

Примените на практике парадоксальную интенцию и дерефлекцсию (на себе или на клиентах). Опишите это.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САИМОПРОВЕРКИ.

  • 1. Переведите точно смысл терапевтического направления логотера- пия.
  • 2. Какая главная цель логотерапии ?
  • 3. Отметьте основные этапы жизни и деятельности Виктора Франкла и то, как они повлияли на разработку логотерапии.
  • 4. Почему логотерапия относится к экзистенциальной психотерапии.
  • 5. Что такое метод парадоксальной интенции ? Для чего и как он применяется. Приведите пример.
  • 6. Что такое метод дерефлекции ? Для чего он применяется. Приведите примеры.
  • 7. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 8. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 9. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 10. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.
  • 11. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 12. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 13. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 14. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.

Чем более прогрессивным и цивилизованным становится мир, тем больше и несчастнее становятся люди. Удивительно, люди стараются создать такое общество, которое будет позволять каждому жить в свое удовольствие, однако в итоге получается, что каждый человек живет еще беднее. Психозы, неврозы, и прочие невротические состояния предлагается устранять при помощи логотерапии Франкла, который выдвигает свои цели, принципы, техники и методы.

Логотерапия Франкла является разновидностью психотерапии, которая предлагает свой уникальный метод по устранению различных расстройств в здоровом теле человека. При переводе с греческого «логос» следует определять как «смысл» (а не как «слово»). Только в таком случае становится понятно, в чем заключается терапия.

Виктор Франкл считает жизнь человека вечным поиском своего смысла. Если человек не знает, ради чего он живет, каков его смысл жизни, тогда он становится безумным. Он начинает теряться во всех просторах своей жизни, некоторые люди не выдерживают и кончают жизнь самоубийством.

Для лечения любых отклонений и неврозов психиатр предлагал вести беседу с клиентом так, чтобы он сам находил свой смысл жизни. Здесь не нужны убеждения, наставления и внедрения различных догм. Человек сам решает, какой его смысл жизни, что и помогает ему выйти из негативного состояния.

Что такое логотерапия?

Логотерапия – это направление психотерапии, которое предполагает под собой излечение путем нахождения своего смысла жизни и придания ему суперважности. Каждый человек имеет свой смысл жизни. Кто-то называет это предназначением, миссией. Мы же просто будем говорить о смысле жизни. Когда у человека есть смысл жизни, тогда у него нет ощущения потерянности и опустошенности. Когда человек не знает, ради чего он живет, тогда возникает экзистенциальная фрустрация, из-за чего развиваются расстройства и психозы.

Целью психотерапевта по методу Франкла является поиск вместе с клиентом его смысла жизни и придание ей значимости. Причем человек действительно должен ощущать, что для него это важно, без этого его жизнь будет несчастной. Когда смысл жизни находится, тогда человек выздоравливает.

Достигается нахождение смысла жизни благодаря беседе, когда не психотерапевт находит его, а сам клиент. При этом психотерапевт лишь направляет беседу в нужном русле. Клиент должен не обращать внимания на трудности и проблемы в его жизни, чтобы заниматься поиском светлого и хорошего, а не зацикливаться на негативном.

Для некоторых людей смысл жизни находится в религиозной вере. Особенно часто это случается после трагических событий, когда человек теряет близкого человека, лишается больших сумм денег, любимой работы или жилья. Когда у человека нет ничего, что он ранее ценил, тогда он становится потерянным. И здесь на помощь приходят люди, которые предлагают дружбу, помощь, поддержку, даже кров над головой, если он начнет верить в то, во что верят они.

Однако можно создать и свою веру. Здесь мы поговорим о целях. Цели бывают разные: общественные, групповые, индивидуальные. Но порой не имеет значения, какие цели выбирает человек, главное, чтобы они были, потому что благодаря им человек может выполнить некоторые свои функции и иметь смысл жизни.

Человеку очень важно иметь цель в жизни, так как это создает ему определенную веру во что-либо. Когда человек верит, ему легче двигаться по жизни, нежели когда у него вообще нет никакой цели. Это похоже на смысл жизни – пока человек его не определит лично для себя, то не сможет идти в каком-то направлении. Хоть цель и смысл жизни – это абсолютно разные вещи, но они похожи между собой: имеют свое определение, в которое человек верит и двигается к нему.

Цель помогает человеку принадлежать чему-то, к какому-то обществу и определять себя и свои поступки. Имея цель, у человека появляется направление, течение по жизни – и не нужно здесь говорить о правильности его выбора, самое главное, что у него есть хоть какой-то выбор, который к чему-то приведет. С помощью цели человек течет либо с другими людьми и в том же направлении, если выбирает общепринятые правила и понятия, либо течет в своем направлении и максимум 2-3 людьми, которые искренне разделяют его взгляды.

Наличие цели и четкое ее определение помогает быстрому достижению намеченного. Таким образом, человек намного легче достигает личностного роста, саморазвития, плодов своих трудов и прочего, что входило в намеченные планы. Это намного эффективнее, чем просто желать того, что все желают, или вообще не ставить перед собой никаких целей. В первом случае человек просто ничего не делает, потому что ему в принципе не нужно того, о чем он думает. Во втором случае индивид ничего не делает и даже не знает, что ему делать, поскольку не задал себе вектор направления, куда идти.

Человек не может жить бессмысленно и без цели, потому что иначе он бы просто сидел и ничего не делал, что прямиком привело бы к гибели. Постановка стремления не имеет под собой принципа «Принимай правильное решение». Главное, чтобы цель была, а правильность ее определить сам человек, который, достигши желаемого, конечной точки своего пути, поймет, сделал он правильный выбор или нет.

Таким образом, смысл жизни – это наличие цели у человека, которая его вдохновляет, вызывает внутренний подъем, энергию. При этом человек чувствует себя счастливым. Смысл жизни на самом деле человеком придумывается. Поначалу он живет для того, чтобы выжить, а затем начинает ставить перед собой цели – на что он будет тратить свою энергию, силы, деньги, внимание и прочие ресурсы, что в итоге должно сделать его счастливым человеком.

Если то, чего человек достигал, осталось недостигнутым или было упущенным, человек чувствует, будто он лишился смысла жизни. И в данном случае можно обратиться за помощью психотерапевта на сайте сайт, который предложит:

  1. снова попробовать достичь своей цели (что и является его смыслом жизни);
  2. найти новые цели, которые будут такими же значимыми и вдохновляющими.

Важно, чтобы цель (смысл жизни) была очень значимой, человек в ней нуждался, не мыслил, что может отказаться от нее. Это как зависимость от воздуха, когда, если откажешься от кислорода, то умрешь.

Логотерапия Франкла включает в себя принципы, методы, цели и техники, основанные на нахождении смысла жизни, проявлении воли и желании к свободе. Психиатр считал человека свободным. Несмотря на то, что общество создает свои рамки, убеждения, традиции, правила, человек продолжает внутри оставаться свободным. Только ему решать, как жить и к чему двигаться, как действовать и с какими результатами сталкиваться. Однако многие люди теряются, поскольку начинают жить по общественным правилам, отказываясь от своей возможности самостоятельно решать, как жить.

В логотерапии Франкла используются такие принципы:

  1. Свобода воли – когда человек волен выбирать и самостоятельно принимать решения. Если все это подкрепить силой отстаивать свою позицию, несмотря на то, что кому-то решения человека будут не нравиться, тогда личность действительно становится здоровой.
  2. Воля к смыслу – свобода сама по себе бессмысленна. Человек обретает смысл, когда начинает видеть цель и стремиться к ней.
  3. Смысл жизни.

Техниками логотерапии Франкла являются:

  • Дерефлексия. Здесь человек переключается от необходимости себя контролировать и соответствовать чьим-то ожиданиям, переключаясь на своего партнера.
  • Логоанализ. Составляется шкала ценностей, обсуждая всю жизнь человека, где он говорит о важных для него вещах. Это позволяет человеку видеть, что у его жизни все-таки есть смысл и ценность, которые лежат вне той проблемы, из-за которой он заболел невротически.
  • Парадоксальная интенция. Человек боится определенной ситуации, поэтому избегает ее, что порождает страх и тревогу, особенно если она снова может возникнуть. Чтобы устранить замкнутый круг, нужно изменить свое отношение к ситуации.

Целью логотерапии является побуждение человека изучать самого себя, достигать инсайта и понимания того, что у него есть много важных аспектов в жизни. Многие современные люди жалуются на то, что живут бессмысленно. Однако они могут ошибаться, поскольку даже то, что они живут, как «загнанные лошади» или «ходят по кругу», тоже включает некую цель, которую они хотели достичь, просто пошли по неправильному направлению.

Нахождение смысла жизни можно назвать самокопанием, когда человек погружается в собственные переживания, рассказывает про свою жизнь, говорит о радостях и разочарованиях. Все это и является целью логотерапии, поскольку посредством обсуждения произошедших событий с человеком приходит понимание того, что она на самом деле была полна интересных событий и преследовала какую-то цель. Просто на сегодняшний день человек находится в расстроенных чувствах и не может увидеть свою цель из-за переживания своего разочарования или горя.

В каждой ситуации, в которой человек оказывается, есть свой смысл. Даже трудности и проблемы не возникают просто так. Все в человеческой жизни является важным и ценным. Просто сам человек негативно воспринимает какие-то события, позволяя себе забывать о своем смысле жизни.

На самом деле у каждого человека есть свой смысл жизни. Человек может его не осознавать, однако он постоянно куда-то идет, к чему-то стремится, действует, потому что хочет достичь каких-то целей. Маленькие цели формируют одну большую цель, которая и определяет смысл жизни человека. А все проблемы и неприятности, из-за которых человек начинает страдать и забывать о своем смысле жизни, просто воспринимаются негативно. Человек не видит в них смысла, хотя на самом деле даже в самых трудных и сложных ситуациях индивид в той или иной мере стремился к своей главной цели.

Итог

Есть одна большая цель – смысл жизни, который придает ценность всем поступкам и ситуациям, которые случаются с человеком. А есть маленькие цели, которые ставятся человеком по мере продвижения к главной. Человек не должен желать за короткий период времени достичь своей главной цели жизни, поскольку это, скорее всего, будет невозможно. Однако можно поставить много маленьких целей, достигая которых можно постепенно продвинуться к главной.

Пожалуй, самый главный урок, который должны усвоить все люди, гласит следующим образом: идите с целью по жизни. На каждый день ставьте цель, которую вы будете достигать в течение дня. На каждую неделю и месяц нужно ставить маленькие цели, над которыми вы будете работать, чтобы в течение года или нескольких лет достичь самой главной цели.

Ошибкой, которую совершают многие люди, является отсутствие каких-либо целей. Люди мечтают, чего-то хотят, желают. Но если посмотреть на то, чему они посвящают каждый день своей жизни, то можно увидеть, что меньшую часть времени они уделяют достижению своих целей. Цели есть, но их никто не достигает ни через месяц, ни через год, ни через много лет.

Успешный человек – тот, который идет с целью по жизни. Успешный человек – тот, который совершает лишь те действия, которые соответствуют достижению его целей. Нет ничего лишнего в том, чем занимается успешный человек. Все, что он делает, направлено на то, чтобы достичь каких-то целей. Он ставит большие цели, а их уже разбивает на маленькие, которые достигает в короткий промежуток времени.

Идите с целью по жизни. Вы идете куда-то – поставьте цель, которую хотите достичь там, куда идете. Вы находитесь где-то – поставьте себе цель, которую хотите достичь, пока пребываете в том или ином месте. Вы общаетесь с кем-то – поставьте цель, которую вы желаете достичь по итогам разговора с собеседником. Вы занимаетесь чем-то – достигайте собственно поставленной цели. Другими словами, на каждом шагу достигайте цели. Не общайтесь с людьми без цели. Не идите в какое-то место без цели. Не занимайтесь делом без цели.

Вспомните мудрые слова: «Пока у вас нет цели, вам ее ставят другие люди… Пока у вас нет направления, в котором вы идете, вам его определяют другие люди… Если вы не знаете, ради чего что-то делаете, вами легко можно манипулировать…». Если не свои цели вы будете достигать, тогда вам придется достигать цели других людей. А оно вам надо?

Идите с целью по жизни. Любое мало-мальское дело, каким бы вы ни занимались, должно быть подчинено какой-то вашей цели. Если вы общаетесь с человеком, сначала поставьте цель, что вы хотите получить от него, после чего действовать лишь в рамках этой цели. Вы уже не будете кричать на человека, если хотите получить его любовь. Вы уже не будете ему угрожать, если хотите сотрудничать с ним. Поставьте перед собой цель и действуйте в рамках этой цели.

Экзистенциализм представляет собой, пожалуй, одно из наиболее сложных и противоречивых направлений современной «гуманистической психологии». Среди ученых нет единого мнения даже относительно основателя данного направления.

Другие же считают родоначальником не менее известного отечественного мыслителя и писателя Ф. М. Достоевского, чьи точные описания человеческих переживаний и глубокомысленные размышления о возможности духовного очищения при помощи этих переживаний также могут быть положены в основу экзистенциального ответвления психологии.

Если вопрос о том, кого же считать основателем экзистенциальной психологии остается открытым, то время возникновения самого идейного течения указано достаточно точно – конец XІX столетия, когда осознание собственной смертности внушает не только страх, а скорее, наоборот, заставляет задуматься о жизни, о свободе выбора, которая от рождения дана человеку.

Жизнь каждого человека, экзистенции, рассматривается не только как «существование к смерти», но как необходимость ежеминутно выбирать, изменяться, становиться качественно иным. Размышления подобного рода мы находим и у Достоевского Ф. М. и у С. Кьеркегора, которые жили и творили приблизительно в один и тот же период времени. Хотя рассуждения датского мыслителя получили более полное оформление в его работах.

В XX столетии сложная политическая обстановка, две мировые войны привели к потере духовных ориентиров и необходимости переоценки моральных ценностей. Пожалуй, по этой причине философия экзистенциализма получает столь широкое распространение. Ярчайшими представителями этого направления становятся А. Камю, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Н, Бердяев, В. Соловьев, Ф. Ницше, К. Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл.

Ключевые понятия

Несомненной заслугой С. Кьеркегора является то, что именно молодой датчанин ввел термины, которые используются и поныне. Именно в его работах впервые упоминается термин «экзистенция», включающий в себя понимание неповторимости существования. С. Кьеркегор настаивал на том, что лишь в одиночестве, наедине с собой и мыслями о конечности всего сущего можно и следует признать абсурдность существования. Именно подобные «пограничные состояния» (термин, введенный позднее К. Ясперсом) помогают экзистенции осознать всю полноту жизни, оттеснив на задний план повседневные заботы.

Именно это понимание уникальности существования каждого человека стало впоследствии основным тезисом экзистенциональной психологии. На неповторимости и незаменимости каждой личности настаивал и последователь С. Кьеркегора Х. Ортега-и-Гассет. Другими словами, экзистенциальная психология концентрируется на рассмотрении и анализе сложных взаимоотношений личности с окружающим миром и стремлении отделить истинные жизненные ценности, а не на отдельных индивидуальных проявлениях человеческой психики.

Основными вопросами экзистенциальной психологии сегодня являются соотношение свободы и ответственности, человека и общества, смысла и отчуждения, любви и равнодушия, вечный вопрос жизни и смерти.

Человек в экзистенциальной психологи – это не сформированный конечный «комплект» определенных индивидуальных качеств, реакций психики и совокупности выполняемых социальных ролей. Человек — это постоянно меняющаяся сущность, экзистенция, которая сама строит свою судьбу. Боязнь смерти, по мнению экзистенциалистов, есть не чем иным, как страх перед свободой выбора. В то же время, делая выбор и принимая ответственность за него, человек и становится полноценной личностью.

Еще одним важным понятием экзистенциальной психологии является понятие «страха и трепета (тревоги)», анализом которых занимался еще С. Кьеркегор, написавший монографию под аналогичным названием. Именно «постоянный страх», беспокойство при осуществлении того или иного выбора, «непрерывный трепет», тревога за свое будущее являются неотъемлемыми атрибутами существования. Именно эти чувства позволяют максимально приблизиться к тем самым «пограничным состояниям», о которых так много писал К. Ясперс, и которые, по мнению экзистенцилистов-психологов, позволяют увидеть в жизни главное, привести к переоценке ценностей, смене духовных ориентиров и, самое главное, избежать скуки.

По мнению А. Камю именно скука может стать деструктивным фактором, приводящим к полному равнодушию и бездеятельности. Хотя она же может привести и к полному и безвозвратному «пробуждению».

Новаторство Виктора Франкла

Выходит, что именно «страх», «трепет» (тревога) (С. Кьеркегор) и скука (А. Камю) приводят человека к поискам смысла бытия. В то же время эти основные положения экзистенциальной психологии были полностью переосмыслены известным венским психологом и неврологом Виктором Франклом.

Родившийся в 1905 году в Вене будущий ученый без ума любил свой родной город. Именно здесь он начал изучение медицины, именно здесь после окончания войны он стал доктором психологии. После захвата города нацистами он отказался эмигрировать в Америку. По окончании войны В. Франкл четверть века возглавлял неврологическое отделение Венской поликлиники. Его вклад в развитие экзистенциальной психологии и науки в целом переоценить невозможно. Количество его выступлений на международных научно-практических конференциях составляет более 200 научных докладов.

На долю ученого пришлось пребывание в концлагере для военнопленных в течение 2,5 лет. В концлагере же он потерял свою первую любимую жену. Трагические события трагической эпохи не могли не сказаться на открытиях ученого. Сегодня во всем мире В. Франкл признан как основатель экзистенциального анализа и логотерапии, глава третьей венской школы психотерапии. Уже при жизни его имя поставили в ряд с таким столпами психологии, как З. Фрейд и Адлер.

Заслуга В. Франкла состоит в том, что признавая заслуги экзистенциалистов прошлого столетия, и не отрицая важности «пограничных состояний» (К. Ясперс), «страха и трепета» (С. Кьеркегор) и скуки (А. Камю), ученый заостряет свое внимание на необходимости поиска смысла существования. Отсутствие смысла собственной жизни или недопонимание его и становится, по мнению венского психолога, основными причинами неврозов, психических нарушений, возникновения зависимостей разного рода. Основные положения В. Франкла легли в основу абсолютно новой психологической науки – логотерапии, основным положением которой является поиск смысла жизни.

Главным для экзистенции, полагает ученый, должен быть так называемый «трагический оптимизм», понимание человеческой ответственности. Утрата смысла существования неминуемо приведет человека в «экзистенциальный вакуум» — состояние уныния и абсолютного равнодушия.

Смысл же существования для каждой личности свой. Его невозможно навязать, указать, привить воспитанием. В то же время, неоспоримым остается тот факт, что глубокие положительные эмоциональные переживания, такие как дружба, искренняя любовь, забота; самореализация и катарсис (духовное сопереживание, очищение) через творчество во-многом способствуют человеку найти себя. Таким образом, психолог первым из экзистенциалистов зацикливается не на осознании собственной смертности, а на каждом моменте жизни и поисках ее смысла.

Основные положения логотерапии Виктора Франкла

По мнению В. Франкла, вопрос поиска смысла не может не волновать в той или иной мере каждого. Именно несоответствие между тем «что я есть» и «чем я должен стать» лежит в основе большинства внутренних конфликтов личности. Поиски этого соответствия являются своеобразным отражением полноты осмысленного отношения к существованию.

Личность, говорящая о бессмысленности своего существования, — несчастлива. Если у человека нет доводов в пользу продолжения жизни, на определенном моменте у него возникнут доводы в пользу смерти.

Смысл же необходимо найти. Он не существует отдельно от нас. Он уникален для каждого. Задача психолога, по мнению ученого, и заключается в том, чтобы подвести человека к «обнаружению» этого внутреннего, скрытого в нем смысла.

Удовольствия, минутные ощущения счастья и радости не могут сами по себе являться смыслом жизни, поскольку они являются лишь конечным результатом оправданных стремлений. Для человека важно понять истинные ценности его внутреннего мира, его сознания, что также является заданием психолога. Как написал В. Франкл в своей главной работе «Человек в поисках смысла»: «Если человек будет знать «зачем», он сможет вынести любое «как». Осознание цели своего существования может помочь личности справиться с объективными трудностями и субъективными переживаниями.

Сосредоточенность на своей основной жизненной задаче, осознание уникальности и своеобразия собственного бытия поможет навсегда забыть мысли о самоубийстве. В то же время, смерть также имеет свой смысл. Осознание конечности существования приводит к мысли о необходимости наиболее полного проживания каждого данного мгновения жизни.

Человек – скульптор, которые каждую минуту, секунду своей жизни лепит ее. Увидев главное, он сможет подобно скульптору получить уникальное творение без лишних отходов. Не имеет значения, длинна ли жизнь или коротка. Торопиться не стоит, но и стоять на месте тоже. Следует просто стремиться жить, осознавая свое главное предназначение и не размениваясь на мелочи.

Взгляды ученого на материнство и общество.

Признавая смыслом существования женщины лишь материнство, мы низводим ее до уровня самки – продолжательницы рода. Но ведь так мы недооценивает ее как личность, даже как мать, отвергая ее индивидуальность и незаменимость.

Если каждый человек имеет смысл – толпа людей априори бессмысленна. Бегство в толпу – следствие бегства от ответственности за свой выбор. Истинное общество — сообщество ответственных личностей, толпа же – бесчисленное множество обезличенных созданий.

Таким образом, характеризуя основные положения философии В. Франкла, можно сказать, что его взгляды проникнуты глубоким уважением перед каждой отдельной личностью, экзистенцией, основной задачей которой он считает поиски смысла жизни, умение нести ответственность за сделанный выбор. В центре его учения стоит сама жизнь во всем ее многообразии и личность в аспекте ее внутренних поисков смысла существования. Взгляды ученого легли в основу большинства современных психологических направлений.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия Виктора Франкла

Виктор Франкл родился (1905) и получил образование в Вене, степени доктора медицины (1930) и доктора философии (1949) были присвоены ему в Университете Вены. В 1928 г. он основал в Вене Молодежные дискуссионные центры, которые возглавлял вплоть до 1938 г. В период с 1936 по 1942 г. работал в области неврологии и психиатрии, затем возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы. В 1938 г. он впервые употребил термины «экзистенциальный анализ» и «логотерапия» в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, В. Франкл остановился на термине «логотерапия» (от греч. «logos » – «слово» и «therapeia » – «забота», «уход», «лечение»). В 1947 г. стал во главе Венской неврологической поликлинической больницы, в 1947 г. был выбран доцентом неврологии и психиатрии Венского университета, а с 1955 г. стал профессором. В. Франкл был приглашенным профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С 1942 по 1945 г. находился в германских концлагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях.

В. Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский, японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский языки. Он не раз выступал с лекциями в Южной Америке, Индии, Австралии, Японии, США и Европе. Основные труды: «От лагеря смерти к экзистенциализму» (1946); «Поиск человеком смысла» (1963); «Психотерапия и экзистенциализм (1967, 1985); «Воля к смыслу» (1981); «Бессознательный бог» (1985); «Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм» (1985).

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 8. Экзистенциальный анализ и логотерапия: В. Франкл Это направление еще не канонизировано, а Виктор Франкл (1905–1992) - наш современник. В 1985 г. он приезжал в Советский Союз. Он успешно прочитал в Московском университете две лекции, которое собрали большую аудиторию со

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

52. Логотерапия Логотерапия является гуманистическим направлением психотерапии. Основной целью логотерапии является возвращение человеку утраченного в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития у человека психологических проблем усматривается в

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

43. Психосемантика измененных состояний сознания Виктора Петренко Петренко Виктор Федорович родился 21 марта 1948 г. в Ленинграде, закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1973), оставлен для преподавательской работы на кафедре общей психологии, доктор

Из книги Классические случаи в психологии автора Роллс Джефф

Из книги Воля к смыслу автора Франкл Виктор

ЛОГОТЕРАПИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ Мы наблюдаем существенный прогресс в развитии психотерапии в течение последних нескольких лет, связанный с тем, что прежняя психодинамическая концепция человека, как существа, стремящегося к состоянию удовлетворенности, медленно, но верно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

ЛОГОТЕРАПИЯ И ВЫЗОВ СТРАДАНИЮ Ничто в целом мире не бессмысленно, страдания - меньше всего. Оскар Уайльд. «Баллада о Реддингской тюрьме» Стало модным ругать экзистенциальную философию за чрезмерное акцентирование трагических аспектов человеческого бытия.

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Рецепт приготовления бездрожжевого хлеба от Виктора Коняева Я уже давно интересуюсь этим вопросом, искал ответа везде. Что мне удалось узнать. Хлеб, продающийся сейчас в магазинах, вне всякого сомнения, вреден, что признают даже ортодоксальные медики. Его пекут из

Из книги Страдания от бессмысленности жизни автора Франкл Виктор

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Логотерапия Нужно сразу отметить, что логотерапия, за исключением тех случаев, когда она применяется для лечения ноогенных неврозов, не является этиотропной, патогенетической терапией неврозов. Вот что пишет о логотерапии Эдит Вайскопф-Джоэлсон, профессор

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Логотерапия и религия Доклад, прочитанный осенью 1964 года на конференции в г. Эльмау, организованной штутгартским «Обществом врачей и душепопечителей». Для логотерапевта религия - это не основа логотерапии, а лишь предмет изучения, одна из многих

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

История Виктора Франкла Вы слышали о Викторе Франкле, великом авторе времен Второй мировой войны, который написал книгу «Человек в поисках смысла»? За четыре года, проведенных в концентрационном лагере, он принял решение извлечь смысл из своего страдания. Он пообещал

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Тема смысла у Виктора Франкла Уже по заголовкам книг и докладов Франкла становится ясно, вокруг каких тем кружит его мысль: «Вопрос о смысле в психотерапии», «Вначале был смысл», «Человек в поисках смысла», «Воля к смыслу». Франкл пишет: «Мы осуществляем смысл бытия – мы

Из книги автора

МАГНЕТИЧЕСКИЙ СОН И СЕСТРА ВИКТОРА В конце 1783 года Арман-Марк-Жак Шастане, маркиз де Пюисегюр (Armand-Marc-Jaques Chastanet, Marquis de Puysegur, 1755–1825), один из самых крупных землевладельцев во Франции, оказался в своем поместье в Бузанси близ Суассона. Офицер артиллерийского полка

Из книги автора

Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла Изложение теории личности В. Франкла мы начнем с рассмотрения его общих представлений о природе человека. Как он считает, природе человека свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые

Виктор Франкл (1905-1997) - австрийский психиатр, психолог и невролог. С 1942 по 1945 год Франкл находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях. Франкл является основателем третьей Венской школы психотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера (Глэддинг С., 2003). Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология - на стремлении к власти.

Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека. Согласно Франклу (1990), стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Смысл жизни уникален для каждого человека и изменяется с течением времени. Пациенты часто утверждают, что смыслом жизни является удовольствие. Если бы удовольствие было главным источником смысла, вряд ли стоило бы жить, поскольку неприятных ощущений в жизни гораздо больше, чем приятных. Те же, кто слишком занят поиском удовольствия или счастья, не могут их найти, потому что слишком концентрируются на их поиске. Франкл выделяет три основных способа, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни:

1) что-то давать жизни (ценности творчества);

2) что-то брать от жизни (ценности пережива­ния);

3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из­менить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения).

Кроме того, пере­живания, имевшие место в прошлом, и религия - это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Смысл в работе. Работа - главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Работа, которой человек занимается, не имеет большого значения, имеет значение способ выполнения этой работы. Необходимо разъяснить это невротическим личностям, которые предъявляют жалобы на то, что другой род занятий позволил бы им лучше реализовать себя. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны. В таких случаях смысл творче­ства следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Экзистенциальная важность работы проявляется в том, что Франкл называет «неврозом безработицы». Наиболее выраженным симптомом у безработного является апатия, чувство бесполезности и пустоты. У невротических личностей безработица становится оправданием всех неудач и снимает с них всякую ответственность перед другими и перед собой, а также перед жизнью. Вместе с тем безработица скорее может быть результатом невроза, чем невроз - результатом безработицы. Безработица не является ударом судьбы, с которым следует смириться. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Существует альтернатива физическому отступлению под напором социальной судьбы. Вполне можно заняться различными другими видами деятельности, с пользой проводить время, занять жизнеутверждающую позицию. Работа - не единственный способ придать жизни смысл. Человек способен решать, каким будет его отношение к потере работы, позитивным с элементами надежды или же апатичным. Логотерапия показывает безработному способ обрести внутреннюю свободу, несмотря на неблагоприятную ситуацию, и учит осознанию ответственности, благодаря которой он сохраняет возможность сделать свою трудную жизнь содержательной.

Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии.

Смысл в страдании. По мнению Франкла (1990) люди могут выбирать, как им отвечать на страдание. Например, смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момен­та, если они принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно. Франкл цитирует Гете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не мог­ли бы облагородить либо деянием, либо терпением».

Некоторые люди могут возвыситься до вызова страданию и способны духовно обогащаться и укреп­ляться благодаря ему. Однако людям нужно быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Обращаться к ценностям отношения следует только тогда, когда у них появляет­ся твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Смысл любви . «Любовь - лишь один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, причем далеко не лучший способ. Наше существование было бы весьма печальным, а жизнь бедной, если бы их смысл зависел от того, испытываем ли мы счастье в любви...» (Франкл В., 1990). В тоже время отсутствие любви может объясняться скорее невротической неудачей, чем судьбой. Внешняя физическая привлекательность сравнительно не важна, а ее отсутствие не является достаточной причиной для отказа от любви. Отказ от любви связан обычно с завышенной или с заниженной оценкой любви. Невротические личности могут опасаться напряжения, связанного с несчастной, неразделенной любовью, поэтому склонны избегать возможностей для любви.

Сверхсмысл. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Франкл не согласен с положениями светской экзи­стенциальной философии, согласно которым одна из главных задач человека - терпеть бессмысленность жизни. Франкл считает, что люди должны мириться со своей неспо­собностью охватить умом и увидеть с рациональной точки зрения предельный смысл жизни. Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабле­ние акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями. Франкл не выступает в защиту универсальной религии. Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном язы­ке, используя свои слова.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Франкл различает две стадии бессмысленности - экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз.

Экзистенциальный вакуум , или экзистенциальная фрустрация , - феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными трудностями. Фрустрация воли к смыслу - это «экзистенциальная фрустрация». Такая фрустрация иногда заместительно компенсируется жаждой власти или удовольствия.

Экзистенциальная фрустрация не всегда является патологическим феноменом. Франкл не считает, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии обязательно обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему. Часто он успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние - скорее дос­тижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверх­ностности.

Экзистенциальный, илиноогенный невроз , развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы, по мнению Франкла, коренятся в четырех различных слоях (или «измерениях») человеческого бытия - физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном , или духовном. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Цель диагностики - выявить среди них первичный. Ноогенные неврозы составляют лишь около 20% случаев неврозов.

Терапия затрагивает человека в целом и может включать физическое (или медицинское) вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. Логотерапия ставит целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее духовным измерением. Она фокусируется на смыслах и ценностях.

Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из-за экзистенциальных проблем, среди которых фрустрация воли к смыслу играет значительную роль. Психозы также включают экзистенциальные аспекты, которые заключаются в свободе определять собственное отношение к болезни. Следовательно, даже психоз представляет собой проверку человеческих качеств пациента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту. Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла. Когда кли­енты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность имеющих­ся у них симптомов (депрессии, наркомании, агрессии) обычно уменьшается.

Массовая невротическая триада. Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива­ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь­зует термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии.

Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации.

Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности.

Что касается агрессии, Франкл уверен, что люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Логотерапевтические методы. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать кли­ентов на решение этих задач.

Логотерапия придает важное значение отношениям между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника. Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью. Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам.

В техническом отношении логотерапия близка к когнитивно-бихевиоральной терапии. Методы парадоксальной интенции, дерефлексии, изменения установок и позитивного переформулирования (их называют методами сократического диалога) характерны для обоих направлений.

Один из основных методов экзистенционального анализа - работа с биографией - противопоказан при высоких эмоциональных нагрузках, так как может привести к состоянию перенапряжения и повысить суицидальный риск у клиента.

При невротических состояниях основными методами логотерапии являются парадоксальная интенция и дерефлексия.

Парадоксальная интенция. Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройства­ми.

Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают наме­ренно сделать именно то, чего они боятся. Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение от­страненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.

Парадоксальная интенция категорически противопоказанапри психотической депрессии.

Дерефлексия. Цель применения парадоксальной интенции - помогать клиен­там высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии - помогать клиентам игнорировать эти симптомы.Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоро­вой частью личности, помогая клиен­там увидеть смысл в страдании.

Оценка. Было бы несправедливым судить о логотерапии на основе техник парадоксальной интенции и дерефлексии. Это специфические техники для вполне конкретных симптомов или невротических состояний. Они едва ли применимы в случае более тяжелых нарушений, с которыми имеет дело экзистенциальная психотерапия, в частности при экзистенциальной фрустрации и утрате смысла жизни.Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами.

Высказывается мнение о том, что логотерапия - это скорее вера, философия жизни, светская религия, чем наука или школа психотерапии в обычном смысле слова.

Терапия Франкла представляет собой «смыслотерапию», а бессмысленность и поиск смысла всегда будут для человека проблемами; даже по одной этой причине следует ожидать, что логотерапия сохранит свое значение как самостоятельная форма лечения в сфере психотерапии.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!