Центр по урегулированию инвестиционных споров. Особенности арбитражных процедур рассмотрения споров, используемых для разрешения международных инвестиционных споров

Утвержден на основе Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и юридическими и физическими лицами других государств, принятой в Вашингтоне в 1966 году – Вашингтонской Конвенции.

Его целями является консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.

МЦУИС является самостоятельной организацией, тесно связанной с Всемирным банком, все его члены также являются членами Банка. В Административный совет под председательством Президента Всемирного банка входит по одному представителю от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию.

МЦУИС содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Таким образом, Всемирный банк представляет собой многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

2. Задачи Всемирного банка

Всемирный банк оказывает помощь как развитым, так и развивающимся странам, предоставляя кредиты, гарантии, занимаясь аналитической работой и консультируя страны по различным вопросам, содействуя расширению организационно-технических возможностей и осуществляя наблюдение за деятельностью, имеющей целью развитие в глобальном масштабе. При этом основные цели зависят от профиля конкретного учреждения, входящего в состав Группы Всемирного банка, и сводятся к следующим:

Цели МБРР :

    содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

    поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

    стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка. 3

Цели МАР :

    содействие экономическому развитию;

    повышение производительности труда;

    повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР. 4

Цели МФК :

    финансирование (займы, собственный капитал, совместные средства);

    мобилизация ресурсов (объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

    управление рисками (своп-операции, связанные с валютными курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);

    техническая помощь и консультирование (изменения на рынке капитала, иностранные прямые инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

    разработка стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора). 5

Цели МАИГ :

    поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно – в развивающихся странах;

    предоставление гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;

    осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними. 6

Цели МЦУИС :

    урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами путем улаживая разногласия или через арбитражное разбирательство. 7

    При этом используются следующие средства достижения поставленных целей:

    среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

    подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

    финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.

В рамках этих целей сформулированы конкретные целевые показатели, на достижение которых должны быть направлены усилия всех участников процесса развития, как доноров, так и получателей помощи.

Во Всемирном банке сформулирована общая основа для борьбы с бедностью, а также разработаны различные варианты стратегии, соответствующие условиям отдельных стран и различным секторам развития.

В подготовленном в 2001 году Документе об основах стратегии сформулированы две основополагающих цели, руководствуясь которыми Банк намерен заниматься своей деятельностью, в том числе выдавая кредиты, оказывая содействие в наращивании потенциала для достижения "Целей в области развития на пороге тысячелетия":

    создание благоприятных условий для притока инвестиций, трудоустройства населения и обеспечения устойчивого экономического роста;

    инвестирование с целью расширения возможностей бедного населения для активного участия в процессе развития. 8

Первая из этих двух целей обоснована тем, что наиболее успешным является развитие, основной движущей силой которого является частный сектор, которому содействует такое правительство, которое создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности и экономического роста, обеспечивая наличие необходимой инфраструктуры, человеческого капитала и отвечающей современным требованиям правовой основы, в том числе судебной системы. Вторая цель обоснована важностью развития здравоохранения и образования и снижения уязвимости от потрясений. Активное участие бедного населения в создании возможностей для ускорения экономического роста будет способствовать решению этих задач.

Таким образом, основными компонентами принятой Банком стратегии сокращения бедности являются создание благоприятного инвестиционного климата и инвестирование, имеющее целью повышение уровня жизни бедного населения.

Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. За последние несколько лет Всемирный банк выделил значительный объем ресурсов на деятельность, направленную на улучшение ситуации в глобальном масштабе. Например, в Руанде установлены целевые показатели увеличения числа детей, зачисленных в начальную школу, и найма на работу преподавателей. В Гондурасе планируется обеспечить охрану здоровья матери и ребенка и элементарное медицинское обслуживание не менее чем 100 тыс. человек из бедных общин. В Камеруне ресурсы используются для повышения эффективности борьбы с ВИЧ/СПИДом. Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования. Банк тесно взаимодействует с правительствами стран, учреждениями ООН, донорами, неправительственными организациями и другими партнерами, помогая развивающимся странам достичь цели всеобщего образования. Всемирный банк является всемирным международным источником финансирования борьбы со СПИДом. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения. Обеспечение элементарного медицинского обслуживания и питания бедного населения имеет решающее значение для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия. Начиная с 1988 года, Банк становится одним из крупнейших международных источников финансирования проектов сохранения биоразнообразия. Решение проблем окружающей среды является неотъемлемой частью стратегии Банка, имеющей целью сокращение бедности. Помимо проведения оценок потенциального воздействия на окружающую среду и принятия мер предосторожности, в центре внимания новой стратегии находятся климатические изменения, сохранность лесных и водных ресурсов и биоразнообразия. Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе. Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы. Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем, чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети.

Решая проблемы борьбы с бедностью, Всемирный банк широко взаимодействует с различными организациями и гражданским обществом, так как только консолидация всех усилий позволяет добиться максимального результата. Всемирный банк активно взаимодействует со своими партнерами. Последние шесть лет Всемирный банк сотрудничает с широким кругом партнеров в процессе борьбы с бедностью в глобальном масштабе, например, со Всемирным фондом дикой природы, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Программой развития ООН (ПРООН), и др. Гражданское общество также играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка. Более двух третей проектов развития, утвержденных Банком в недавнем времени, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом.

Таким образом, главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Однако его роль в развитии системы международных отношений не замыкается только на экономическом аспекте деятельности организации. Приоритетными для Банка являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с Всемирным банком для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи Банка состоит в том, что за кредитами Всемирного банка идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Преамбула

Договаривающиеся государства,

учитывая необходимость международного сотрудничества для целей экономического развития и ту роль, которая принадлежит в этой области частным международным инвестициям,

имея в виду вероятность того, что время от времени между Договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других Договаривающихся государств могут возникать споры в связи с такими инвестициями,

признавая, что, хотя в отношении таких споров обычно применяются национальные юридические процедуры, в определенных случаях могут оказаться подходящими международные методы урегулирования,

придавая особое значение наличию структур для международного примирения и арбитража, в которые Договаривающиеся государства и физические или юридические лица других Договаривающихся государств могли бы передавать такие споры, если они того пожелают,

желая создать такие структуры под эгидой Международного банка реконструкции и развития,

признавая, что взаимное согласие Сторон передать такие споры на примирение или арбитраж с использованием таких структур представляет собой обязательное соглашение, которое требует, в частности, чтобы рекомендации примирителей должным образом учитывались, а арбитражные решения выполнялись,

заявляя, что ни одно Договаривающееся государство в силу одного лишь факта ратификации, принятия или одобрения настоящей Конвенции и без его согласия не будет считаться взявшим на себя обязательство передать какой-либо конкретный спор на примирение или арбитраж,
договорились о нижеследующем:

ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

Раздел 1

СОЗДАНИЕ И УСТРОЙСТВО

Статья 1

1. Настоящим создается Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (в дальнейшем именуемый "Центр").

2. Задачей Центра является предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между Договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других Договаривающихся государств в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Статья 2

Центр будет находиться при штаб-квартире Международного банка реконструкции и развития (в дальнейшем именуемого "Банк"). Местонахождение Центра может быть изменено по решению Административного совета, принятому большинством в две трети голосов его членов.

Статья 3

Центр включает в себя Административный совет и Секретариат и ведет список примирителей и список арбитров.

Раздел 2

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ

Статья 4

1. В Административный совет входит по одному представителю от каждого Договаривающегося государства. В качестве представителя в случае, если последний не присутствует на заседании или не в состоянии выполнять свои функции, может выступать заместитель представителя.

2. В отсутствие иного назначения представителем и его заместителем соответственно являются ex officio каждый управляющий и заместитель управляющего Банком, назначенные Договаривающимся государством.

Статья 5

Президент Банка является ex officio Председателем Административного совета (в дальнейшем именуемый "Председатель"), но не обладает правом голоса. В случае его отсутствия или неспособности выполнять свои функции, а также в любой период времени, когда должность президента Банка остается вакантной, в качестве Председателя Административного совета выступает лицо, исполняющее обязанности Президента.

Статья 6

1. Без ущерба для полномочий и функций, предоставленных ему другими положениями настоящей Конвенции, Административный совет:

a) утверждает административные и финансовые положения Центра;

b) утверждает правила процедур возбуждения примирительной и арбитражной процедуры;

c) утверждает правила процедуры применения примирительной и арбитражной процедуры (в дальнейшем именуемые "Правила примирительной процедуры" и "Правила арбитражной процедуры");

d) одобряет соглашения с Банком об использовании его административных структур и служб;

e) определяет условия деятельности Генерального секретаря и любого заместителя Генерального секретаря;

f) утверждает годовой бюджет доходов и расходов Центра,

g) одобряет ежегодный отчет о деятельности Центра.

Решения, упомянутые в подпунктах "a", "b", "c" и "f", выше, принимаются большинством в две трети голосов членов Административного совета.

2. Административный совет может назначить такие комитеты, которые он сочтет необходимыми.

3. Административный совет осуществляет также другие такие полномочия и выполняет другие такие функции, которые, по его мнению, необходимы для осуществления положений настоящей Конвенции.

Статья 7

1. Административный совет проводит ежегодное собрание, а также другие такие заседания, которые могут проводиться по решению Совета или созываться Председателем или Генеральным секретарем по просьбе не менее чем пяти членов Совета.

2. Каждый член Административного совета имеет один голос, и, если настоящей Конвенцией не предусмотрено иное, все вопросы в Совете решаются большинством поданных голосов.
3. Кворумом для любого заседания Административного совета является большинство его членов.

4. Административный совет может большинством в две трети голосов его членов установить процедуру, посредством которой Председатель может провести голосование в Совете без созыва его заседания. Голосование будет считаться действительным только в том случае, если большинство членов Совета проголосуют в пределах срока, предусмотренного упомянутой процедурой.

Статья 8

Члены Административного совета и его Председатель выполняют свои функции, не получая вознаграждения от Центра.

Раздел 3

СЕКРЕТАРИАТ

Статья 9

Секретариат состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких его заместителей и персонала.

Статья 10

1. Генеральный секретарь и любой заместитель Генерального секретаря избираются Административным советом большинством в две трети голосов его членов по представлению Председателя на срок не более 6 лет и могут переизбираться. После консультации с членами Административного совета Председатель предлагает одну или несколько кандидатур на каждую такую должность.

2. Выполнение обязанностей Генерального секретаря и заместителя Генерального секретаря несовместимо с осуществлением каких бы то ни было политических функций. Ни Генеральный секретарь, ни любой заместитель Генерального секретаря не могут занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо иную работу без одобрения Административного совета.

3. В случае отсутствия Генерального секретаря или его неспособности выполнять свои функции, а также в любой период времени, когда должность Генерального секретаря остается вакантной, в качестве Генерального секретаря выступает его заместитель. Если имеется несколько заместителей Генерального секретаря, Административный совет заранее определяет, в какой очередности они будут выступать в качестве Генерального секретаря.

Статья 11

Генеральный секретарь является юридическим представителем и главным должностным лицом Центра и отвечает за управление им, включая назначение сотрудников, в соответствии с положениями настоящей Конвенции и правилами, утвержденными Административным советом. Он выполняет функции регистратора и уполномочен удостоверять подлинность арбитражных решений, вынесенных согласно настоящей Конвенции, и заверять их копии.

Раздел 4

СПИСКИ

Статья 12

В список примирителей и список арбитров включаются квалифицированные лица, назначенные в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, и выразившие желание выполнять такие функции.

Статья 13

1. Каждое Договаривающееся государство может назначить в каждый список по четыре человека, которые могут, но не обязательно должны быть его гражданами.

2. Председатель может назначить в каждый список по десять человек. Лица, назначенные таким образом в список, должны иметь различное гражданство.

Статья 14

1. Лица, назначенные в списки, должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области права, торговли, промышленности или финансов, с тем чтобы от них можно было ожидать принятия независимых решений. В отношении лиц, включаемых в список арбитров, особое значение имеет компетентность в области права.

2. Председатель при назначении лиц в списки должен также уделять надлежащее внимание обеспечению того, чтобы в этих списках были представлены основные правовые системы мира и основные формы экономической деятельности.

Статья 15

1. Лица, включенные в списки, выполняют свои обязанности в течение шестилетнего срока, который может возобновляться.

2. В случае смерти или отставки лица, включенного в список, назначивший его вправе назначить другое лицо для выполнения обязанностей в течение оставшегося срока полномочий.

3. Лица, включенные в списки, выполняют свои обязанности до тех пор, пока не будут назначены их преемники.

Статья 16

1. Одно и то же лицо может быть включено в оба списка.

2. Если какое-либо лицо назначено в один и тот же список несколькими Договаривающимися государствами либо одним или несколькими Договаривающимися государствами и Председателем, оно будет считаться назначенным тем, кто назначил его первым, или, если одним из тех, кто его назначил, будет государство, гражданином которого это лицо является, оно будет считаться назначенным этим государством.

3. О всех назначениях следует уведомлять Генерального секретаря, и они вступают в силу со дня получения им соответствующего уведомления.

Раздел 5

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕНТРА

Статья 17

Если расходы Центра не могут быть покрыты за счет сборов за использование его структур или за счет иных поступлений, излишек распределяется между Договаривающимися государствами, являющимися членами Банка, пропорционально доле участия каждого из них в основном капитале Банка, и между Договаривающимися государствами, не являющимися членами Банка, - в соответствии с правилами, утвержденными Административным советом.

Раздел 6

СТАТУС, ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ

Статья 18

Центр обладает полной международной правосубъектностью. Правоспособность Центра включает в себя право:

a) заключать договоры;

b) приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом;

c) возбуждать судебное разбирательство.

Статья 19

В целях обеспечения выполнения Центром своих функций он пользуется на территории каждого Договаривающегося государства иммунитетами и привилегиями, предусмотренными в настоящем разделе.

Статья 20

Центр, его имущество и активы пользуются всеми видами судебного иммунитета, за исключением случаев, когда Центр отказывается от этого иммунитета.

Статья 21

Председатель, члены Административного совета, лица, выступающие в качестве примирителей или арбитров, члены комитета, назначенного согласно пункту 3 статьи 52, а также сотрудники и служащие Секретариата:

a) пользуются судебным иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при выполнении своих функций, за исключением случаев, когда Центр отказывается от этого иммунитета;

b) не являющиеся гражданами данного государства, пользуются такими же иммунитетами в отношении иммиграционных ограничений, требований о регистрации иностранцев и воинской повинности, такими же льготами в отношении валютных ограничений и таким же режимом в отношении передвижения, которые предоставляются Договаривающимися государствами представителям, должностным лицам и служащим сопоставимого ранга других Договаривающихся государств.

Статья 22

Положения статьи 21 применяются к лицам, участвующим в разбирательстве на основании настоящей Конвенции в качестве Сторон, представителей, консультантов, адвокатов, свидетелей и экспертов; при этом, однако, подпункт "b" этой статьи применяется только в связи с их проездом в место и из места проведения такого разбирательства и пребыванием в этом месте.

Статья 23

1. Архивы Центра неприкосновенны, где бы они ни находились.

2. В отношении его официальной переписки и связей Центру предоставляется со Стороны каждого Договаривающегося государства режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен другим международным организациям.

Статья 24

1. Центр, его активы, имущество и доходы, а также его операции и сделки, санкционированные настоящей Конвенцией, освобождаются от всякого налогообложения и таможенных пошлин. Центр также освобождается от ответственности за сбор или уплату любых налогов и таможенных пошлин.

2. Если речь не идет о местных физических и юридических лицах, то не облагаются никакими налогами суммы на покрытие расходов, выплачиваемых Центром Председателю или членам Административного совета, а также оклады, суммы на покрытие расходов и иные вознаграждения, выплачиваемые Центром должностным лицам и служащим Секретариата.

3. Не облагаются налогами гонорары и суммы на покрытие расходов, получаемые лицами, которые участвуют в разбирательстве на основании настоящей Конвенции в качестве примирителей, арбитров или членов комитета, созданного согласно пункту 3 статьи 52, если единственным правовым основанием для взимания таких налогов является местонахождение Центра или место, где проводится такое разбирательство, или место, где выплачиваются такие гонорары или суммы.

ГЛАВА II. ЮРИСДИКЦИЯ ЦЕНТРА

Статья 25

1. Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между Договаривающимся государством (или любым подразделением или учреждением Договаривающегося государства, указанным Центру этим государством) и физическим или юридическим лицом другого Договаривающегося государства, которые Стороны в письменной форме согласились передать Центру. Если обе Стороны выразили свое согласие, ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке.

2. Термин "физическое или юридическое лицо другого Договаривающегося государства" означает:

a) любое физическое лицо, которое имело гражданство иного Договаривающегося государства, нежели государство, являющееся Стороной в споре, на день, когда Стороны согласились передать такой спор на примирение или арбитраж, а также на день, когда согласно пункту 3 статьи 28 или пункту 3 статьи 36 соответствующая просьба была зарегистрирована, но исключает любое лицо, которое на одну из указанных дат имело также гражданство Договаривающегося государства, являющегося Стороной в споре; и

b) любое юридическое лицо, которое имело национальность иного Договаривающегося государства, нежели государство, являющееся Стороной в споре, на день, когда Стороны согласились передать такой спор на примирение или арбитраж, и любое юридическое лицо, которое на этот день имело национальность Договаривающегося государства, являющегося Стороной в споре, но которое ввиду иностранного контроля Стороны согласились рассматривать как юридическое лицо другого Договаривающегося государства по смыслу настоящей Конвенции.

3. Согласие подразделения или учреждения Договаривающегося государства требует одобрения со стороны этого государства, если только последнее не уведомит Центр о том, что такого одобрения не требуется.

4. Любое Договаривающееся государство может во время ратификации, принятия или одобрения настоящей Конвенции или в любой последующий момент уведомить Центр о категории или категориях споров, которые оно будет или не будет считать подпадающими под юрисдикцию Центра. Генеральный секретарь незамедлительно передает такое уведомление всем Договаривающимся государствам. Такое уведомление не представляет собой согласия, предусмотренного пунктом 1.

Статья 26

Согласие Сторон на арбитраж на основании настоящей Конвенции считается, если не указано иное, согласием на такой арбитраж, исключающий любые иные средства правовой защиты. Договаривающееся государство может потребовать в качестве условия своего согласия на арбитраж на основании настоящей Конвенции, чтобы прежде были исчерпаны все местные административные и судебные средства защиты.

Статья 27

1. Ни одно Договаривающееся государство не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое Договаривающееся государство согласились передать или передали на арбитраж на основании настоящей Конвенции, кроме случая, когда другое такое Договаривающееся государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору.

2. Дипломатическая защита по смыслу пункта 1 не включает неофициальные дипломатические контакты, имеющие единственной целью облегчить урегулирование спора.

ГЛАВА III. ПРИМИРЕНИЕ

Раздел 1

ПРОСЬБА О ПРИМИРЕНИИ

Статья 28

1. Любое Договаривающееся государство или любое физическое или юридическое лицо Договаривающегося государства, желающее возбудить примирительную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к Генеральному секретарю, который направляет копию этой просьбы другой Стороне.

2. Просьба должна содержать информацию о предмете спора, о том, кто является Сторонами в споре, и об их согласии на примирение в соответствии с правилами процедуры возбуждения примирительной и арбитражной процедуры.

Раздел 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 29

2. a) Комиссия состоит из одного примирителя или любого нечетного числа примирителей, назначаемых по согласованию Сторон.

b) Если Стороны не договорились о числе примирителей и порядке их назначения, Комиссия формируется в составе трех примирителей, по одному из которых назначает каждая из Сторон, а третий, являющийся председателем Комиссии, назначается по соглашению Сторон.

Статья 30

Если Комиссия не была сформирована в течение 90 дней после направления Генеральным секретарем уведомления о регистрации просьбы в соответствии с пунктом 3 статьи 28 или в течение иного срока, согласованного Сторонами, Председатель по просьбе любой из Сторон и после как можно более подробных консультаций с обеими Сторонами назначает примирителя или примирителей, которые еще не были назначены.

Статья 31

1. Примирители могут назначаться из числа лиц, не включенных в список примирителей, за исключением случая, когда назначение производится Председателем согласно статье 30.

2. Примирители, назначаемые из числа лиц, не включенных в список примирителей, должны обладать качествами, указанными в пункте 1 статьи 14.

Раздел 3

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Статья 32

1. Комиссия вправе самостоятельно решать вопрос о своей компетенции.

2. Любое возражение Стороны в споре о том, что данный спор не подпадает под юрисдикцию Центра или по иным причинам находится вне компетенции Комиссии, должно быть рассмотрено Комиссией, которая определяет, рассматривать ли такое возражение в качестве предварительного вопроса или в рамках решения спора по существу.

Статья 33

Любая примирительная процедура осуществляется в соответствии с положениями настоящего раздела и, за исключением случаев, когда Стороны договорились об ином, в соответствии с Правилами примирительной процедуры, действовавшими на день, когда Стороны согласились на примирение. В случае возникновения любого процедурного вопроса, не урегулированного настоящим разделом или Правилами примирительной процедуры или любыми правилами, согласованными Сторонами, такой вопрос разрешается Комиссией.

Статья 34

1. Обязанность Комиссии состоит в том, чтобы выяснить предмет спора между Сторонами и добиваться достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях Комиссия может на любой стадии разбирательства и время от времени рекомендовать Сторонам условия урегулирования. Стороны должны добросовестно сотрудничать с Комиссией, с тем чтобы она могла выполнять свои функции, и самым серьезным образом учитывать ее рекомендации.

2. Если Стороны придут к соглашению, Комиссия составляет протокол, в котором указывается предмет спора и фиксируется факт достижения Сторонами соглашения. Если на любой стадии разбирательства для Комиссии становится очевидным, что соглашение между Сторонами маловероятно, она прекращает разбирательство и составляет протокол, в котором указывается факт передачи ей спора и фиксируется, что Стороны не достигли соглашения. В случае неявки или неучастия одной из Сторон в разбирательстве Комиссия прекращает разбирательство и составляет протокол, в котором фиксируется неявка или неучастие этой Стороны.

Статья 35

За исключением случаев, когда Стороны в споре договорились об ином, ни одна из Сторон в примирительной процедуре не вправе при любом ином разбирательстве, будь то в арбитраже или в обычном суде или где-либо еще, приводить или ссылаться на высказанные мнения либо на заявления или признания или предложения об урегулировании, сделанные другой Стороной в ходе примирительной процедуры, а также на протокол или любые рекомендации Комиссии.

ГЛАВА IV. АРБИТРАЖ

Раздел 1

ПРОСЬБА ОБ АРБИТРАЖЕ

Статья 36

1. Любое Договаривающееся государство или любое физическое или юридическое лицо Договаривающегося государства, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к Генеральному секретарю, который направляет копию этой просьбы другой Стороне.

2. Просьба должна содержать информацию о предмете спора, о том, кто является Сторонами в споре, и об их согласии на арбитраж в соответствии с правилами процедуры возбуждения примирительной и арбитражной процедуры.

3. Генеральный секретарь регистрирует просьбу, если только не сочтет на основании информации, содержащейся в просьбе, что спор явно выходит за рамки юрисдикции Центра. О регистрации или об отказе в регистрации он должен незамедлительно уведомить Стороны.

Раздел 2

ФОРМИРОВАНИЕ СУДА

Статья 37

2. a) Суд состоит из одного арбитра или любого нечетного числа арбитров, назначаемых по согласованию Сторон.

b) Если Стороны не договорились о числе арбитров и порядке их назначения, Суд формируется в составе трех арбитров, по одному из которых назначает каждая из Сторон, а третий, являющийся председателем Суда, назначается по соглашению Сторон.

Статья 38

Если Суд не был сформирован в течение 90 дней после направления Генеральным секретарем уведомления о регистрации просьбы в соответствии с пунктом 3 статьи 36 или в течение иного срока, согласованного Сторонами, Председатель по просьбе любой из Сторон и после как можно более подробных консультаций с обеими Сторонами назначает арбитра или арбитров, которые еще не были назначены. Арбитры, назначенные Председателем согласно настоящей статье, не должны быть гражданами Договаривающегося государства, являющегося Стороной в споре, или Договаривающегося государства, физическое или юридическое лицо которого является Стороной в споре.

Статья 39

Большинство арбитров должны быть гражданами иных государств, нежели Договаривающееся государство, являющееся Стороной в споре, и Договаривающееся государство, физическое или юридическое лицо которого является Стороной в споре; при этом, однако, приведенные выше положения настоящей статьи не применяются в случае, когда единственный арбитр или любой отдельный член Суда назначается по соглашению Сторон.

Статья 40

1. Арбитры могут назначаться из числа лиц, не включенных в список арбитров, за исключением случая, когда назначение производится Председателем согласно статье 38.

2. Арбитры, назначаемые из числа лиц, не включенных в список арбитров, должны обладать качествами, указанными в пункте 1 статьи 14.

Раздел 3

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ СУДА

Статья 41

1. Суд вправе самостоятельно решать вопрос о своей компетенции.

2. Любое возражение Стороны в споре о том, что данный спор не подпадает под юрисдикцию Центра или по иным причинам находится вне компетенции Суда, должно быть рассмотрено Судом, который определяет, рассматривать ли такое возражение в качестве предварительного вопроса или в рамках решения спора по существу.

Статья 42

1. Суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованы Сторонами. При отсутствии такого соглашения Суд применяет право Договаривающегося государства, являющегося Стороной в споре (включая его нормы коллизионного права), и такие нормы международного права, которые могут быть применены.

2. Суд не может выносить решения non liquet, ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм.

3. Положения пунктов 1 и 2 не ущемляют права Суда разрешать спор ex aequo et bono, если Стороны договорятся об этом.

Статья 43

За исключением случаев, когда Стороны договорились об ином, Суд может, если сочтет это необходимым, на любой стадии разбирательства:

a) предложить Сторонам представить документы или иные доказательства, и

b) посетить место, связанное со спором, и провести такое расследование, которое он может счесть целесообразным.

Статья 44

Любая арбитражная процедура осуществляется в соответствии с положениями настоящего раздела и, за исключением случаев, когда Стороны договорились об ином, в соответствии с Правилами арбитражной процедуры, действовавшими на день, когда Стороны согласились на арбитраж. В случае возникновения любого процедурного вопроса, не урегулированного настоящим разделом или Правилами арбитражной процедуры или правилами, согласованными Сторонами, такой вопрос разрешается Судом.

Статья 45

1. Неявка Стороны в заседание или непредставление ею объяснений по делу не считается признанием утверждений другой Стороны.

2. Если Сторона не является в заседание или не представляет своих объяснений по делу на любой стадии разбирательства, другая Сторона может просить Суд рассмотреть переданные ему вопросы и вынести арбитражное решение. До вынесения решения Суд должен уведомить Сторону, не явившуюся в заседание или не представившую свои объяснения по делу, и предоставить ей отсрочку, если только он не придет к убеждению, что эта Сторона не намерена участвовать в разбирательстве.

Статья 46

За исключением случаев, когда Стороны договорились об ином, Суд по просьбе любой из Сторон выносит решение относительно любых сопутствующих или дополнительных исков или встречных исков, вытекающих непосредственно из предмета спора, при условии, что в их отношении имеется согласие Сторон и они каким-либо иным образом подпадают под юрисдикцию Центра.

Статья 47

За исключением случаев, когда Стороны договорились об ином, Суд может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, рекомендовать любые предварительные меры, которые надлежит принять для защиты соответствующих прав любой из Сторон.

Раздел 4

АРБИТРАЖНОЕ РЕШЕНИЕ

Статья 48

2. Арбитражное решение Суда составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами Суда.

3. Арбитражное решение должно касаться всех вопросов, переданных на рассмотрение Суда, и содержать соображения, на которых оно основано.

4. Любой член Суда может приобщить к арбитражному решению свое личное мнение, независимо от того, расходится оно с мнением большинства или нет, либо заявление о своем несогласии.

5. Центр не публикует арбитражное решение без согласия Сторон.

Статья 49

1. Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения Сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий.

2. По просьбе любой из Сторон, направленной в течение 45 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, Суд может после уведомления другой Стороны принять решение по любому вопросу, который не был урегулирован в арбитражном решении, и должен исправить любые опечатки, арифметические или подобные ошибки в арбитражном решении. Такое решение Суда становится частью арбитражного решения и доводится до сведения Сторон в том же порядке, что и арбитражное решение. Сроки, предусмотренные в пункте 2 статьи 51 и в пункте 2 статьи 52, исчисляются с даты вынесения решения.

Раздел 5

ТОЛКОВАНИЕ, ПЕРЕСМОТР И ОТМЕНА АРБИТРАЖНОГО РЕШЕНИЯ

Статья 50

1. В случае возникновения спора между Сторонами по поводу смысла или сферы действия арбитражного решения любая из Сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить об истолковании этого решения.

2. Такая просьба передается, если это возможно, Суду, вынесшему арбитражное решение. Если это невозможно, формируется новый Суд в соответствии с разделом 2 настоящей главы. Суд может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы.

Статья 51

1. Любая из Сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта такого характера, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен Суду и заявителю и что незнание заявителем этого факта не было результатом небрежности.

2. Заявление подается в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

3. Такая просьба передается, если это возможно, Суду, вынесшему арбитражное решение. Если это невозможно, формируется новый Суд в соответствии с разделом 2 настоящей главы.

4. Суд может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. Если заявитель просит в своем заявлении приостановить исполнение арбитражного решения, исполнение временно приостанавливается до вынесения Судом решения по такой просьбе.

Статья 52

1. Любая из Сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить об отмене арбитражного решения по одной или нескольким из нижеследующих причин:

a) Суд был сформирован ненадлежащим образом;

b) Суд явно превысил свои полномочия;

c) имела место коррупция какого-либо члена Суда;

d) имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры; или

e) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

2. Заявление подается в течение 120 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, за тем исключением, что в случае, когда просьба об отмене основана на факте коррупции, такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

3. По получении просьбы Председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, Комитет "ad hoc" в составе трех человек. Никто из членов этого Комитета не должен быть членом Суда, вынесшего арбитражное решение, иметь то же гражданство, что и любой член такого Суда, быть гражданином государства, являющегося Стороной в споре, или государства, физическое или юридическое лицо которого является Стороной в споре, быть внесен в список арбитров каким-либо из этих государств или быть лицом, действовавшим в качестве примирителя в этом же споре. Комитет вправе отменить арбитражное решение или часть его по любой из причин, указанных в пункте 1.

4. Положения статей 41 - 45, 48, 49, 53 и 54 и положения главы VI и главы VII применяются mutatis mutandis в отношении разбирательства, проводимого в таком Комитете.

5. Комитет может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. Если заявитель просит в своем заявлении приостановить исполнение арбитражного решения, исполнение временно приостанавливается до вынесения Комитетом решения по такой просьбе.

6. В случае отмены арбитражного решения спор по просьбе любой из Сторон передается в новый Суд, сформированный в соответствии с разделом 2 настоящей главы.

Раздел 6

ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО РЕШЕНИЯ

Статья 53

1. Арбитражное решение является обязательным для Сторон и не подлежит никакому обжалованию или иному исправлению, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей Конвенции. Каждая Сторона должна соблюдать и выполнять условия арбитражного решения с тем лишь исключением, когда исполнение приостановлено согласно соответствующим положениям настоящей Конвенции.

2. По смыслу настоящего раздела термин "арбитражное решение" включает в себя любое решение о толковании, пересмотре или отмене такого арбитражного решения согласно статьям 50, 51 или 52.

Статья 54

1. Каждое Договаривающееся государство должно признавать арбитражное решение, вынесенное согласно настоящей Конвенции, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и может установить, чтобы это решение рассматривалось такими судами, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию.

2. Сторона, ходатайствующая о признании или исполнении на территории Договаривающегося государства, представляет в компетентный Суд или иной орган, назначенный таким государством для этой цели, копию арбитражного решения, заверенную Генеральным секретарем. Каждое Договаривающееся государство уведомляет Генерального секретаря о назначении компетентного суда или иного органа для этой цели и о любом последующем изменении такого назначения.

3. Порядок исполнения арбитражного решения определяется законами об исполнении судебных решений, действующими в государстве, на территории которого такое исполнение испрашивается.

Статья 55

ГЛАВА V. ЗАМЕНА И ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ПРИМИРИТЕЛЕЙ И АРБИТРОВ

Статья 56

1. После сформирования Комиссии или Суда и начала разбирательства их состав остается неизменным, при условии, однако, что в случае смерти, утраты дееспособности или отставки примирителя или арбитра образующаяся вакансия заполняется в соответствии с положениями раздела 2 главы III или раздела 2 главы IV.

2. Член Комиссии или Суда продолжает действовать в этом качестве, несмотря на то, что он уже не состоит в списке.

3. Если примиритель или арбитр, назначенный какой-либо Стороной, уходит в отставку без согласия Комиссии или Суда, членом которой или которого он является, Председатель для заполнения образующейся вакансии назначает другое лицо из соответствующего списка.

Статья 57

Та или иная Сторона может поставить перед Комиссией или Судом вопрос о дисквалификации любого из ее или его членов на основании любого факта, свидетельствующего о явном отсутствии качеств, предусмотренных пунктом 1 статьи 14. Кроме того, Сторона в арбитражной процедуре может поставить вопрос о дисквалификации арбитра по той причине, что он не отвечал требованиям, предъявляемым при назначении в состав Суда на основании раздела 2 главы IV.

Статья 58

Решение по любому вопросу о дисквалификации какого-либо одного примирителя или арбитра принимается другими членами Комиссии или Суда, соответственно, при условии, однако, что в случае, если голоса этих членов разделились поровну или если поставлен вопрос о дисквалификации единственного примирителя или арбитра, либо большинства примирителей или арбитров, это решение принимается Председателем. Если принято решение, что вопрос поставлен обоснованно, примиритель или арбитр, к которому относится это решение, подлежит замене в соответствии с положениями раздела 2 главы III или раздела 2 главы IV.

ГЛАВА VI. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗБИРАТЕЛЬСТВОМ

Статья 59

Сборы, подлежащие уплате Сторонами за использование структур Центра, определяются Генеральным секретарем в соответствии с положениями, утвержденными Административным советом.

Статья 60

1. Каждая Комиссия и каждый Суд определяют гонорары и расходы своих членов в пределах, устанавливаемых время от времени Административным советом и после консультаций с Генеральным секретарем.

2. Ничто в пункте 1 настоящей статьи не препятствует Сторонам заранее согласовать с соответствующей Комиссией или Судом вопрос о гонорарах и расходах их членов.

Статья 61

1. В случае примирительной процедуры гонорары и расходы членов Комиссии, а также сборы за использование структур Центра оплачиваются Сторонами поровну. Каждая Сторона сама несет все прочие расходы, возникающие в связи с таким разбирательством.

2. В случае арбитражной процедуры Суд, если Стороны не договорились об ином, оценивает расходы, понесенные Сторонами в связи с таким разбирательством, и решает, как и кем должны быть оплачены эти расходы, гонорары и расходы членов Суда, а также сборы за использование структур Центра. Такое решение составляет часть арбитражного решения.

ГЛАВА VII. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Статья 62

Примирительная и арбитражная процедуры осуществляются в месте нахождения Центра, за теми исключениями, которые предусмотрены в настоящей главе.

Статья 63

По договоренности между Сторонами примирительная и арбитражная процедуры могут осуществляться:

a) в месте нахождения Постоянной палаты третейского суда или любого иного соответствующего учреждения, частного или публичного, с которым Центр может заключить соглашение в этих целях; или

b) в любом ином месте, одобренном Комиссией или Судом после консультации с Генеральным секретарем.

ГЛАВА VIII. СПОРЫ МЕЖДУ ДОГОВАРИВАЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВАМИ

Статья 64

Любой спор, возникающий между Договаривающимися государствами относительно толкования или применения настоящей Конвенции и не урегулированный путем переговоров, передается в Международный Суд по заявлению любой из Сторон в таком споре, если только эти государства не договорятся об ином способе урегулирования.

ГЛАВА IX. ПОПРАВКИ

Статья 65

Любое Договаривающееся государство может предложить поправки к настоящей Конвенции. Текст предложенной поправки сообщается Генеральному секретарю не менее чем за 90 дней до заседания Административного совета, на котором должна быть рассмотрена такая поправка, и незамедлительно передается им всем членам Административного совета.

Статья 66

1. Если Административный совет принимает предложенную поправку большинством в две трети голосов его членов, она направляется всем Договаривающимся государствам для ратификации, принятия или одобрения. Каждая поправка вступает в силу через 30 дней после направления депозитарием настоящей Конвенции уведомления Договаривающимся государствам о том, что все Договаривающиеся государства ратифицировали, приняли или одобрили эту поправку.

2. Ни одна поправка не затрагивает вытекающие из настоящей Конвенции права и обязательства любого Договаривающегося государства или любого из его подразделений или учреждений или любого физического или юридического лица такого государства, связанные с согласием на юрисдикцию Центра, данным до дня вступления этой поправки в силу.

ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67

Настоящая Конвенция открыта для подписания от имени государств - членов Банка. Она также открыта для подписания от имени любого другого государства, которое является участником Статута Международного Суда и которому Административный совет голосами двух третей своих членов предложил подписать эту Конвенцию.

Статья 68

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению подписавшими ее государствами согласно их соответствующим конституционным процедурам.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу через 30 дней после даты сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении. Для каждого государства, которое сдаст на хранение свою ратификационную грамоту или документ о принятии или одобрении после этого, она вступает в силу через 30 дней после даты сдачи их на хранение.

Статья 69

Каждое Договаривающееся государство принимает такие законодательные или иные меры, которые могут быть необходимы для придания силы положениям настоящей Конвенции на его территории.

Статья 70

Настоящая Конвенция применяется ко всем территориям, за международные отношения которых Договаривающееся государство несет ответственность, кроме территорий, об исключении которых такое государство в письменной форме уведомит депозитария настоящей Конвенции либо во время ратификации, принятия или одобрения, либо впоследствии.

Статья 71

Любое Договаривающееся государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем направления письменного уведомления депозитарию настоящей Конвенции. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев после получения такого уведомления.

Статья 72

Уведомление, направленное Договаривающимся государством согласно статьям 70 или 71, не затрагивает вытекающие из настоящей Конвенции права и обязательства этого государства или любого из его подразделений или учреждений или любого физического или юридического лица этого государства, связанные с согласием на юрисдикцию Центра, данным кем-либо из них до получения такого уведомления депозитарием.

Статья 73

Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении настоящей Конвенции и поправок к ней сдаются на хранение Банку, который будет выступать в качестве депозитария настоящей Конвенции. Депозитарий передает заверенные копии настоящей Конвенции государствам - членам Банка и любому другому государству, которому предложено подписать Конвенцию.

Статья 74

Депозитарий регистрирует настоящую Конвенцию в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций и Правилами, принятыми на ее основании Генеральной Ассамблеей.

Статья 75

Депозитарий уведомляет все государства, подписавшие настоящую Конвенцию, о нижеследующем:

a) подписании в соответствии со статьей 67;

b) сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о принятии или одобрении в соответствии со статьей 73;

c) дате вступления Конвенции в силу в соответствии со статьей 68;

d) исключениях из территориального применения согласно статье 70;

e) дате вступления в силу любых поправок к настоящей Конвенции в соответствии со статьей 66; и

f) денонсациях в соответствии со статьей 71.

Совершено в Вашингтоне на английском, французском и испанском языках, причем все три текста являются равно аутентичными, в единственном экземпляре, который остается на хранении в архивах Международного банка реконструкции и развития, который посредством своей подписи ниже выразил свое согласие выполнять функции, возлагаемые на него согласно настоящей Конвенции.

Международный университет в Москве

Юридический факультет

по дисциплине

«Международное инвестиционное право»

« Международный центр по урегулированию инвестиционных споров »

Подготовила: Астрова Яна

План

Введение

Деятельность МЦУИС

Компетенция МЦУИС. Понятие инвестиционных споров

Организационная структура МЦУИС

Процедура урегулирования споров

Заключение

Библиография


Введение

Повышение экономической активности государств порождает увеличение количества инвестиционных споров.

В современном гражданском законодательстве любого государства содержится понятие гражданских прав сторон. Исходя из этого, партнеры вступающие в экономические отношения, в том числе и инвестиционные отношения, должны быть уверены в том, что в случае возникновения инвестиционного спора они смогут найти правовые возможности для защиты своих интересов и что решения, вынесенные компетентными органами (например, хозяйственными судами разных уровней), будут исполнены.

Применительно к нашей стране это положение особенно актуально, потому что многие иностранные фирмы, действующие сейчас в России, в 1920-1940 гг. лишились своей собственности в СССР без компенсации. Кроме того, досрочное расторжение в 1930-х гг. ряда консенсуальных соглашений привело к возбуждению арбитражных и судебных дел, которые закончились безрезультатно для иностранных инвесторов.

Механизм такой правовой защиты должен выступать одним из основных элементов эффективной национальной нормативной и судебной власти, призванной обеспечить реализацию прав иностранных инвесторов в стране.

Спецификой разрешения инвестиционных споров является неоднородность международных экономических отношений. Экономические споры между отдельными государствами разрешаются на основе международного права, как и другие международные споры.

Как известно, согласно принципам международного права, каждое государство и любые субъекты международного права обязаны разрешать свои споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. З ст.2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, которые касаются дружественных отношений и сотрудничества между странами, в заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. и многих других договорах.

В современных условиях, когда наблюдается усложнение и углубление международного экономического сотрудничества, в том числе в области инвестиционных отношений, государства стремятся развивать практику и метод мирных средств разрешения международных споров, совершенствовать механизм их применения.

«Проблема создания надежного механизма урегулирования инвестиционных споров неразрывно связана с вопросами утверждения принципов и норм международно-правовой защиты капиталов в принимающих инвестиции государствах. Осуществляя инвестиции в развивающихся странах и странах "переходной экономики" со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Кроме того, существует реальная опасность, что при введении жестких валютных ограничений государством-реципиентом инвестор не сможет обратить свою прибыль от участия в инвестиционном проекте в свободно конвертируемую валюту и перевести ее за рубеж. Не исключена также ситуация, когда иностранные инвестиции могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских волнений. Другими словами, инвестиционный риск в условиях чужого государства остается весьма высоким, что требует надежной арбитражно-судебной защиты.

Неслучайно одной из основных задач Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" является гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором. Такого рода спор, как гласит ст. 10 Закона, разрешается в соответствии с международными договорами России и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже.

Особые механизмы мирного разрешения экономических споров, возникающих в ходе осуществления инвестиционной деятельности, разработаны и действуют на основе Вашингтонской конвенции 1966 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". В свою очередь, на основе данной Конвенции был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Такие же механизмы обеспечивает Сеульская Конвенция 1985 г. "Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА)"».

Анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что оба этих документа создают единый механизм, позволяющий защитить иностранные инвестиции, причем они исходят из единого принципа регулирования инвестиционных отношений.


Деятельность МЦУИС

Рассмотрим в этом контексте систему Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), ставшую самой значимой из созданных до сих пор подобных систем.

МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. Он был создан в 1966 г. соответствии с Вашингтонской Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, которую, по состоянию на апрель 2006 г., ратифицировали 143 стран.

Центр образован для урегулирования споров в рамках международного имущественного права. Имеются в виду споры, возникающие между государствами, с одной стороны, и иностранными физическими и юридическими лицами-инвесторами, с другой стороны. Такие споры рассматриваются как частноправовые, но сложность в том, что государства в силу их суверенности обладают юрисдикционными и иными иммунитетами. Цель Конвенции и резон создания Центра - изъятие таких инвестиционных споров из национальной юрисдикции и передача их в международный арбитраж. Таким образом элиминируется возможность государства использовать свою юрисдикционную иммунность .

Конвенция по урегулированию инвестиционных споров была разработана в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР), подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. 46 государствами - членами Банка и в соответствии с ее положениями вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с Вашингтонской конвенцией был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - International Center for Settlement of Investment Disputes.

Анализ Вашингтонской конвенции показывает, что этот международно-правовой документ создает единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций. При этом она исходит из единых принципов регулирования. Очевидно, что российское законодательство не может игнорировать этот механизм и эти принципы.

В структурном отношении положения Конвенции можно разделить на две группы: нормы, регламентирующие деятельность МЦУИС как международной организации, обладающей полной международной правосубъектностью, и нормы, регулирующие механизм рассмотрения инвестиционных споров. Наибольший интерес для нас представляют нормы, которые относятся ко второй группе, потому как именно в них заложена процедура защиты интересов инвесторов. В свою очередь положения Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров можно разделить на три группы:

1) нормы, определяющие компетенцию ИКСИД, или, пользуясь терминологией Конвенции, Центра по рассмотрению инвестиционных споров;

2) положения, регулирующие порядок проведения примирительной процедуры;

3) нормы, регламентирующие порядок исполнения решений Центра.

Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. При этом ст. 25 гласит, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется. Данные положения Конвенции, по словам французского юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью удовлетворить излишнюю чувствительность государств, особенно проявляющуюся при ратификации Конвенции, и направлены на то, чтобы сохранить действие национальных норм об иммунитете государства .

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Первичная цель МЦУИС состоит в том, чтобы создать необходимые условия для примирения и арбитражного рассмотрения международных инвестиционных споров.

МЦУИС был создан как беспристрастный международный орган, обеспечивающий средства обслуживания для решения юридических споров между сторонами, через процедуры арбитража или примирения.

МЦУИС играет важную роль в области международного инвестиционного и экономического развития, доказательствами чего являются значительная клиентура, а также многочисленные упоминания и ссылки на его деятельность в инвестиционных соглашениях и законах разных стран.

Примечательно, что основная часть арбитражной деятельности МЦУИС падает на период после 1990 г. За последние 12 лет из 32 решений вынесено 20. Учитывая, что за всю предыдущую деятельность этого одного из ведущих арбитражных центров, т.е. за 24 года, вынесено лишь 12 решений, можно заключить о постепенном становлении МЦУИС как признанного международного арбитражного центра. Можно предположить, что первоначально, в 70-е годы ХХ в., в силу ожесточенных дебатов в стенах ООН о приоритете суверенитета, национальной юрисдикции, о чем подробно говорилось выше, МЦУИС не пользовался особой популярностью. Впоследствии по мере все более увеличивающейся практики заключения международных двусторонних договоров наднациональные формы разрешения инвестиционных споров окончательно пробили себе дорогу. Об этом красноречиво говорит то обстоятельство, что только в 2000-2002 гг. МЦУИС вынес 15 арбитражных решений.

Международный центр по разрешению инвестиционных споров (на англ. International Center for Settlement of Investment Disputes, сокращенно ICSID) - это самостоятельная структура международного уровня, в приоритетах деятельности которой находится урегулирование споров в сфере инвестиций между частными инвесторами иностранных государств и правительствами. ICSID входит в Группу учреждений Мирового банка.

История ICSID

18 марта 1966 года на конференции у Вашингтоне (Соединенные Штаты) была подписана Конвенция, которая должна регулировать спорные вопросы в сфере инвестиций между отдельными государствами и инвесторами других стран. Данный документ предусматривал создание специального Центра международного уровня, который и будет разрешать разногласия сторон в этом направлении. ICSID был образован в октябре 1966 года.

В настоящий момент (согласно данным 2014 года) членами ICSID являются 150 государств, а также Косово. Эквадор и Боливия вышли из состава Центра. Россия, Белиз, Эфиопия, Доминиканская Республика, Кыргызстан, Намибия, Гвинея-Бисау, Молдавия и Таиланд уже подписали договорное соглашение о вступлении, но еще его не ратифицировали.

Польша, Ангола, Андорра, Иран, Северная Корея, Ирак, Ватикан, Сан-Марино, Вьетнам, Южная Африка, Бразилия, Бутан, Доминика, Таджикистан, Куба, Острова Кука, Ливия, Лихтенштейн, Монако, Черногория, Маршалловы Острова, Мальдивы, Мексика и Индия - государства, которые не являются членами ICSID.

Структура ICSID

Данный Центр состоит из Секретариата и Административного Совета. В состав последнего входит по одному представителю от каждого государства, которое ратифицировало договорное соглашение о вступлении в ICSID.
Секретариат данной организации состоит из генерального секретаря, его заместителя и штата персонала.

Функциональные обязанности Секретариата ICSID:

    содействие в создании арбитражных комитетов и трибуналов, примирительной комиссии;

    обеспечение поддержки для организации процесса проведения, в том числе и инициирования, слушаний ICSID;

    ведение списков арбитров и примирителей;

    обеспечение работы Административного Совета.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) был основан в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, подписанной 18 марта 1965 г. в Вашингтоне (далее - Вашингтонская конвенция) , которая вступила в силу в 14 октября 1966 г. По состоянию на 1 ноября 2010 г. Конвенцию подписали 155 государств и ратифицировали 144 государства. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), входящий в группу Всемирный банк, явился главным инициатором принятия данной конвенции.

Основным достижением Вашингтонской конвенции явилось создание механизма международного арбитража по рассмотрению инвестиционных споров, с тем чтобы изъять такие споры из юрисдикции национальных органов стран- участниц для обеспечения защиты иностранных инвестиций. С правовой точки зрения наиболее существенной чертой конвенции является то, что она четко устанавливает способность частного лица или корпорации подать жалобу в отношении государства на уровне международного форума. При этом ни одно государство - участник Вашингтонской конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое договаривающееся государство согласились передать или передали на арбитраж на основании Вашингтонской конвенции, кроме случая, когда другое такое договаривающееся государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору (ст. 27 Вашингтонской конвенции). Тем самым значение Вашингтонской конвенции заключается в том, она создала условия для ухода государств от практики реализации ими права на дипломатическую защиту своих инвесторов и позволила превратить споры из международноправовых в частноправовые .

В первые двадцать лет существования конвенции стороны достаточно редко прибегали к арбитражной процедуре рассмотрения инвестиционных споров в рамках МЦУИС. Это объяснялось отсутствием в международных инвестиционных контрактах оговорки о передачи споров в международный арбитражный институт. Тем не менее в этот период были отмечены единичные случаи рассмотрения споров в рамках МЦУИС, которые представляют собой ценность в качестве прецедентов и сыграли большую роль в развитии дальнейшей арбитражной практики.

Ситуация кардинально изменилась с середины 1990-х гг. В настоящее время на рассмотрении в МЦУИС находятся сотни инвестиционных споров (при этом сторонами во многих спорах активно выступают государства СНГ), и с определенной уверенностью можно предположить, что их количество будет только увеличиваться. Этому способствовало повсеместное заключение двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) о защите иностранных инвестиций, содержащих в себе арбитражную оговорку об урегулировании инвестиционных споров в рамках МЦУИС.

Растет также число стран, присоединившихся к Вашингтонской конвенции. В настоящее время более 90% членов Всемирного банка подписали и ратифицировали это соглашение. Российская Федерация присоединилась к конвенции в 1995 г., хотя до сих пор ее не ратифицировала.

Органами МЦУИС являются: Административный Совет и Секретариат. Секретариат собирается каждый год в соответствии с ежегодным собранием Всемирного банка, где председателем ex officio является президент Всемирного банка. Секретариат включает в себя по одному представителю от каждого государства - участника Конвенции. Как правило, представителем от государства является министр финансов или его заместитель.

Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря возглавляют Секретариат и избираются Административным советом. Генеральный секретарь традиционно является Главным советником Всемирного банка. Секретариат осуществляет административную поддержку деятельности Центра, в частности, ведет и предоставляет сторонам списки возможных арбитров, регистрирует заявки на проведение арбитражных разбирательств, способствует формированию и деятельности состава арбитража, управляет средствами на покрытие арбитражных расходов, утверждает правила и процедуры деятельности арбитров, разрабатывает модельные арбитражные оговорки для инвестиционных контрактов и ДИД.

Секретариат состоит из нескольких советников, обладающих определенным опытом в правовой и инвестиционной сферах и знанием нескольких иностранных языков. Советники оказывают консультативную помощь представителям сторон по вопросам организации арбитражного процесса. Генеральный секретарь назначает одного из советников в качестве секретаря состава арбитража. Секретарь при арбитраже оказывает общую поддержку деятельности арбитража, в частности: а) хранит все документы; б) выступает в качестве посредника при передаче составу арбитража всех письменных заявлений и доказательств сторон; в) производит все необходимые приготовления к слушаниям; г) следит за временем слушаний; д) обеспечивает соблюдение необходимых процессуальных требований; е) подготавливает проекты процессуальных документов; ж) обеспечивает наличие необходимых денежных средств на покрытие расходов, связанных с проведением арбитражной процедуры.

В рамках Центра действует несколько правил и предписаний, которые регулируют различные аспекты деятельности Центра. Основные правила и предписания включают: а) Административные и финансовые правила, которые регулируют деятельность Административного совета, а также деятельность Центра в области проведения согласительной и арбитражной процедуры; б) Институциональные правила, регулирующие возбуждение согласительной и арбитражной процедур в рамках МЦУИС; в) Арбитражные правила, которые подробно регулируют производство арбитражной процедуры, включая порядок формирования состава арбитража, порядок предоставления сторонами письменных и устных заявлений и подготовку арбитражного решения; г) Правила проведения согласительной процедуры.

Процедура передачи дела на рассмотрение в рамках МЦУИС требует от сторон выполнения ряда условий. Во- первых, стороны должны прийти к обоюдному согласию о том, что они передают возникший между ними спор в МЦУИС, при этом такое согласие должно содержаться в письменной форме. Соглашение сторон может касаться как уже возникшего спора, так и споров, которые могут возникнуть в будущем. Во-вторых, сторонами соглашения должны выступать договаривающееся государство и физическое или юридическое лицо другого договаривающегося государства. Наконец, спор должен носить правовой характер и возникнуть из инвестиционных отношений, обремененных иностранным элементом.

Юрисдикция МЦУИС возникает вследствие контрактов, заключенных между инвестором и принимающим государством. Также в рамках МЦУИС арбитраж может носить и «вне-контрактный» характер, когда условие об арбитраже выражено не напрямую в контракте между инвестором и принимающем государством, а косвенно. Так, например, положения о передачи инвестиционных споров в МЦУИС могут содержаться в национальном инвестиционном законодательстве принимающего государства, в ДИД, а также в многостороннем инвестиционном соглашении, участниками которого могут быть несколько государств.

В 1978 г. Всемирный банк разработал Дополнительную процедуру МЦУИС, чтобы расширить юрисдикцию МЦУИС и позволить государствам и частным инвесторам других государств, не являющихся членами Конвенции, разрешать инвестиционные споры в рамках Центра. Дополнительная процедура обеспечивается и контролируется секретариатом МЦУИС. Таким образом, разрешение инвестиционных споров стало доступно государствам и частным инвесторам других государств, которые не подпадают под действие конвенции. Это положение приобретает особое значение в связи с инвестиционными спорами, возникающими в рамках главы 11 Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), так как, в отличие от США, Канада и Мексика не являются участниками Вашингтонской конвенции. Договор к Энергетической хартии в ст. 26 также предусматривает возможность использования Дополнительной процедуры МЦУИС.

Так, в ст. 1120 НАФТА предусматривается право инвестора на предъявление иска: а) согласно Вашингтонской конвенции в МЦУИС при условии, что государство-ответчик и государство истца являются участниками Вашингтонской конвенции; б) согласно Дополнительным правилам МЦУИС, если государство-ответчик или государство истца является участником Вашингтонской конвенции; в) согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ.

Другой пример. Согласно п. 3 ст. 26 Договора к Энергетической хартии государство - сторона Договора дает свое безусловное согласие на передачу спора в международный арбитраж или согласительный орган в соответствии с положениями этой статьи. При этом если какой-либо инвестор предпочитает передать спор на разрешение таким путем, этот инвестор также дает свое согласие в письменной форме на передачу спора на рассмотрение: 1) в МЦУИС; 2) единоличному арбитру или в арбитражный суд ad hoc, учреждаемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ или 3) на арбитражное рассмотрение при арбитражном институте Международной торговой палаты в Стокгольме

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!